Форум » » Религия в школе » Ответить

Религия в школе

Андрей: Что сначала должно вводится в школах: "История религии" или "Основы Православия"?

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 5 6 All

АН: В том смысле - чтобы без насилия над неверующими детьми или принадлежащими другим верам.

Михаил: Почему "сначала"? Это разные предметы. "История религии" - это ликбез, необходимый всем, живущим в многоконфессиональной стране и вообще в многообразном мире. Курс его должен быть небольшой и сухо-лапидарный, дающий просто справки о религиях. Иначе это превратится в урок атеизма. А "Основы Православной культуры" - это большой, насыщенный материалом курс, который знакомит детей с родной культурой. Так что эти предметы могут преподаваться в любой последовательности, в том числе одновременно.

АН: Интересно, а Основы православия и Основы православной культуры - это одно и то же или нет? Если ориентироваться по смыслу, то в первом случае трудно представить, что преподаватель может быть неправославным, а во втором - пожалуй, возможно. Михаил, кто, по-Вашему, может преподавать эти предметы сегодня? В каких вузах обучают сейчас соответствующим дисциплинам?


Михаил: Одно и то же. Наверное, имеются какие-то другие проекты, но всерьез речь идет именно об "Основах православной культуры". Хороших кадров уже достаточно, особенно в крупных городах. Кроме того, можно же одновременно с преподаванием повышать свои знания. В Москве есть несколько высших православных заведений, которые выдают соответствующие дипломы. Во многих городах есть филиалы Свято-Тихоновского института. Некоторые филиалы сильные, некоторые на ладан дышат. В Кирове, например, закрылся после очередного выпуска - на следующий год пришло слишком мало учащихся. А в Сыктывкаре (в Эжве) пока действует, принимает всех желающих для заочного обучения. Знаю, и в других городах довольно сильные филиалы.

АН: Скажу честно: мне бы не хотелось, чтобы мои крестники обучались в школе "Основам православной культуры", если бы это был обязательный предмет а не факультатив. Во-первых, как я писала выше, вероятность проявления насилия к носителям других религий или конфессий нельзя сбрасывать со счетов. Представьте: какой-нибудь мусульманский ребенок не захочет изучать эти Основы. Или его родители будут против, в конце концов имеют право, они ведь свободные люди. Но в случае обязательности этого предмета - никуда им не деться. И что они будут думать в этом случае о православии? Во-вторых, у меня перед глазами есть примеры ребятишек, которые в возрасте 2-3 лет кладут земные поклоны у иконочек, лет до 10-12 ходят с родителями в храм за ручку, мальчики прислуживают в алтаре... А потом начинается: в храм не пойду, где ваш Бог и т.д. М.б. я не права, но вижу главную опасность в христианском воспитании - в стилизации, когда они за взрослыми повторяют и движения и слова, а Бога не знают. И думают, что православие - это вот это. Так что согласиться на преподавание Основ, на мой взгляд, возможно, если есть основание в этом смысле доверять преподавателю. Так что, Михаил, не знаю даже - как много этих самых хороших кадров, в т.ч. среди выпускников Свято-Тихоновского.

Михаил: "Основы православной культуры" с самого начала разрабатывались как факультативный курс. Что касается преподавателей, то я бы не стал так недоверчиво относиться к людям. Есть много замечательных, хороших людей, искренне желающих делать добро - и этого достаточно. Для преподавания Основ не нужно быть святым, а достаточно быть просто искренним - и остальное приложится, да и материал курса будет говорить сам за себя. В этом смысле чем мне нравятся выпускники Свято-Тихоновского института - большинство из них не имеют специального педагогического образования. Этот предмет может погубить формализм, которым грешат профессиональные педагоги. О детях. К ним тоже не надо так недоверчиво относиться. Приведу пример. У сына одного моего знакомого классная руководительница - православная. Более того, внештатно она работает в епархиальных структурах. То есть чиновник вдвойне - от педагогики и епархиальной администрации. Прибавьте к этому тяжелый ее характер и прочий сонм недостатков. На родительских собраниях она мучит бедных пап и мам долгими нравоучительными беседами, рассказами о церкви, что надо каяться и проч. В общем, пытка. Сама она не понимает, что этот назидательный тон раздражает родителей. И что же? При всех этих ужасах, ее класс самый добрый, там меньше драк и пошлости. Дети ее, бывает, передразнивают, но любят больше, чем других преподавателей. Лично я вижу в этом парадокс. Сразу вспоминается начало ХХ века, формальное православие, семинарии, из которых выходили революционеры. Из того времени мы видим, что православное образование с плохими преподавателями привело к обратным результатам. Но, как ни странно, я вижу и другие примеры, когда православная образованность покрывает человеческие недостатки. Так что дайте детям доступ к лекциям и книгам по Православию - это первое, а остальные вопросы будем решать по ходу дела. Что Вы понимаете под "стилизацией"? Я такого не встречал, сталкивался только с обрядоверием. Это слово пренебрежительное - обрядоверие, и я его не люблю. Потому что без соблюдения обряда (материального сосуда, в котором хранится благодать Церкви), мы все растратим и в конечном итоге впадем в безверие. Истина нематериальна как образ живописной картины, но картина-то при этом состоит из вполне материальных красок. Если вы Художник (как сообщили выше), то согласитесь со мной. Вы пишите: "Вижу главную опасность в христианском воспитании - в стилизации, когда они за взрослыми повторяют и движения и слова, а Бога не знают." Повторять за взрослыми движения и слова - это основа любого обучения, начиная с пеленок. Через это "повторение" в том числе познается и Бог. Но, конечно, не только через это. Божественная Литургия внешне тоже - лишь "движения и слова", но во время ее происходит невидимое глазу Таинство Преосуществления, спускается Святой Дух. Также и души людей, которые по-настоящему молятся, бьют поклоны ("двигаются и произносят слова"), - они посещаются Богом. Ребенок все это чувствует и видит. А как еще иначе сделать, чтобы ребенок "Бога знал"? Все старики, с которыми я общался, утверждают, что ближе всего Бога они видели, когда родители (может и не совсем верующие) в детстве водили их в церковь. Потом вера забылась, но это детское воспоминание хранилось всю жизнь и позволило им, когда храмы открылись, снова прийти туда, уже навсегда. Так что сомнительная вера родителей не помешала ребенку увидеть Бога, когда те привели его в церквь.

АН: Михаил, Вы меня успокоили насчет факультатива. Знаете, как раз вчера перечитывала "Очерки бурсы" Помяловского. Интересно, насколько точно он описал семинарию XIX века? Хочется надеяться, что он был пристрастен и дело обстояло намного лучше. Конечно, нельзя много требовать от факультативного курса по Основам православия. Действительно, важно, чтобы человек хотел как лучше, был добрым, искренним и не был формалистом. Скорее разговор об этом предмете навел меня на размышления о целостности православного воспитания детей, с которым вряд ли под силу справиться только родителям. Стилизацией я называю пустую форму, когда внешнее перенимается, а внутреннее - нет. К сожалению, это может происходить при самых лучших намерениях взрослых. Мне вспоминается выступление одного молодого человека на встрече, посвященной православному воспитанию детей. Он встал и сказал: "Я с детства воспитан в православной вере, за что благодарен родителям. Но когда мне было лет 15-16, я ушел из церкви. Потому что, понимаете, я знал ее, как знают магазин: куда войти, что делать, как стоять, когда исповедоваться, но я не знал Тайны Церкви. Несколько лет я искал Бога сам: читал, думал, разговаривал с другими взрослыми, не с родителями. Сейчас я снова в церкви и скажу одно: своих детей я буду воспитывать иначе". Его родители - достойные люди. На той встрече мы пришли к выводу, что дистанцирование от Бога (или по крайней мере, от церкви) в подростковом возрасте почти неизбежно: вырастая, человек ищет своей, личной Встречи с Богом, о которой так хорошо писал вл. Антоний Сурожский. Это момент, про котоырй Вы сказали: "потом вера забылась", но она не обязательно забывается. Подросток ище своих докзательств существаония Бога, ему недостаточно обращаться к Нему лишь по доверию к родителям, как это бывает у ребенка. И в этот момент опорой в его поисках будут не те внешние вещи, которые он научился повторять, а то настоящее, что смог увидеть, впитать, воспринять. Хорошо, если это будут и молитвы в храме и дома, и опыт общения с искренними христианами, например, учителями Основ православия, и... я не знаю... красивый закат, который он увидел в каком-нибудь в походе. А почему нет? Но всерьез узнать Бога, по-взрослому, подросток сможет только сам, это будет его выбор. Так что задачу любого православного воспитания я вижу именно в этом: чтобы у ребенка, когда он вырастет, был этот фундамент. Не знаю, согласитесь ли Вы со мной.

Михаил: Я с Вами согласен, а посему, к сожалению :) дискутировать уже не о чем. Я ведь тоже с самого начала говорил о Православном образовании не как об обучении вере (научить верить нельзя), а как о помощи на этом пути. И помощь должна быть чуткая, без формализма. Но при этом я считаю, что сам предмет образования (уроки, молитвы, участие в богослужении) уже много даст ребенку, независимо от того, хорошие ли у него преподаватели. Лично меня в 9 лет привели в задымленную (нормального ладана не было) церквушку с темными, едва различимыми ликами на стенах, кругом были незнакомые люди, и проч. - но, несмотря на неприятные моменты, осталось воспоминание о встрече с Богом, что-то своей душой почувствовал. Вот это и вселяет оптимизм сейчас.

АН: Кстати, о факультативе. По крайней мере, в 5 областях этот курс уже стал обязательным с этого учебного года. Смотрите: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=13630 Так что - будем оптимистами несмотря ни на что :)

Никита: В 4-х, если верить указанной же Вами информации. Вы всегда так внимательны? А в 11-ти - на факультативной. Вы ратуете за свободу выбора, а сами же отказываете населению этих регионов (волю которых должны выражать депутаты) в праве выбирать, факультатив или в обязательной учебной сетке. Что значит обязательная сетка? На практике - что занятия по ОПК будут проводиться в нормальное время, а не после укроков, когда ученики устали и хотят домой. Обычно в такое время факультативы и проводятся. При этом сохраняется свобода выбора у родителей - они могут написать заявление и освободить своего ребенка от занятий по этому предмету. "Очерки бурсы" Вы напрасно вспомнили, это не семинарский курс, а культурологический предмет, в котором большое место занимают уроки по истории. В отличии от обычных уроков истории, там подробно останавливаются на истории церкви, отдельных исторических личностей, каковыми однозначно являются русские святые, повлиявшие на духовное развитие страны. Если Вы так интересуетесь этой проблематикой, лучше ознакомьтесь с курсом ОПК, о нем много написано в интернете.

АН: Никита, обычно я еще менее внимательна :) Наверное, Вы верите в то, что пишете: что население этих областей в стопроцентном составе выбрало эту самую сетку. "Очерки бурсы" я вспомнила в связи с тем, что в семинариях прививалось и культивировалось насилие, а о Христе, похоже, там совсем не вспоминали. Это же совершенная дикость, когда после садо-мазохистских игрищ бурсаки в качестве одного из развлечений начинали петь "концерт" - "На реках вавилонских" и т.д. Конечно, это нелепейшая крайность, которая имела место тогда, в какой-то степени есть и сейчас (у моей близкой знакомой родственница учится в семинарии - не приведи Господь). Но об этих крайностях нам обязательно надо знать, приступая к такому делу, как преподавание Оснво православной культуры, Вы согласны? Будь мы родителями, преподавателями или просто членами той Церкви, о которой будет идти речь во время этих уроков.

Никита: АН пишет: Наверное, Вы верите в то, что пишете: что население этих областей в стопроцентном составе выбрало эту самую сетку. А зачем 100%? Драконьи же вы требования предъявляете, нигде в мире ни на одном референдуме и голосовании такого большинства не требуют. А то, что большинство "за", в этом я уверен. Почитайте результаты опросов общественного мнения у нас в стране. Что же касается бурсы и Помяловского, то из-за описанных им нравов я бы не стал закрывать семинарии. И до революции, и сейчас из "бурсаков" выходили и выходят настоящие священники, молитвенники, подвижники. Мне кажется, Вы чуть-чуть оторвались от российской действительни. Какие бурсаки, какой Помяловский - о чем вы?! Детей сейчас неведомо чему учат, похабные книжки и журналы, телевидение, сатанизм кругом - и хоть что-то о духовном бы им сказать. А Вы: Помяло-овский... Тут не до жиру, быть бы живу.

АН: Никита, вот еще к теме: http://newsru.com/religy/30aug2006/opk.html http://scottishkot.livejournal.com/81337.html http://www.sfi.ru/forum.asp?id=4230&act=view&page=1 http://qui-credit.livejournal.com/130268.html Извините за обилие ссылок - они все разные, но в каждой есть что-нибудь оооочень интересное :) PS А вы не только в выражение воли народа депутатами верите, но и в достоверность социологических опросов у нас в стране? Предполагаю, что достаточно скоро это у Вас пройдет :)

Никита: А вы, мне кажется, ни во что не верите :) Конечно, доверяю соцопросам, почему нет? Именно социологическим опросам - они менее ангажированы, чем политические. Плюс-минус там есть погрешности, но в целом они дают адекватную картину. в чем не раз убеждался. Даже полит. опросы у нас сейчас часто правдивые. Я наблюдал за несколькими выборами, так вот результаты предварительных опросов и результаты выборов совпали. Я конечно не столь наивен и понимаю, что совпадение может объясняться подтасовкой и там, и там. Но в двух регионах победила не партия власти, а "красные" и жириновцы - и об этом те, кто проводил опрос, сказали заранее, хотя могли заняться подтасовкой. То же самое и в опросах относительно уважения народом РПЦ. Всяким там Левада-центрам нет никакого смысла приписывать населению России величайший (кому-то даже удивительно) пиетет к Православию. Между тем они дают такие выкладки. Дело в том, что все это проверяется, да и сами люди могут чувствовать реальные настроения народа. Также, представьте, верю, что в определенных ситуациях иногда законодательные собрания регионов выражают волю и настроения народа. Обычно такие их решения противники называют "популизмом". Что касается ОПК, то у этого школьного предмета нет сильного лобби, экономических преимуществ они никому не дают, поэтому вопрос решался по совести. А в остальных русских регионах (в подавляющем большинстве) в чиновниках сидит страх "как бы чего не вышло" - и в этом они содидарны с Вами. Ссыки посмотрел, спасибо. Они не такие уж "разные": "Новые известия" в переложении НТВ, стёб на форуме, сайт кокчетковцев... Все ясно. Что касается "Новых известий" и кокчетковцев, это у них давняя такая политика. Забавно, как "Известия" подали "глас народа", приведя в качестве поскриптума слова известного (хм.. весьма любящего православие :)) депутата Бунимовича, затем слова мусульманского муфтия, после образный пример писателя о.Михаила Ардова (тот говорить скучные вещи не умеет, любит парадоксальность) и затем цитату из речи Патриарха, которую перед этим тщательно раздолбали. Оч-чень объективно. И это глас народа? И вы что ВЕРИТЕ :) всему этому?

АН: Никита, я верю в то, что по каким-то причинам государству выгодно по факту делать православие более "государственной" религией по сравнению со всеми остальными, хот по конститутции у нас церковь и отделена от государства. И церкви почему-то выгоден такой патронаж со стороны государства. Если честно, мне это не нравится, я чувствую в этом какую-то фальшь, которая отразится в результате на невинных в этом смысле школьниках, не имеющих возможности, как оказалось вопреки Вашим ожиданиям, отказаться от изучения обязательного предмета ОПК.

Никита: Вы пишите: "по каким-то прчинам государству выгодно". 1. Какому государству? Вы кого конекретно имеете ввиду? Министра образования Фурсенко? Да он давнишний противник ОПК, помню, что он нес на Рождественских чтениях и как его захлопали. И недавно по ТВ опять проьтив ОПК выступил. 2. Если вы имеете ввиду под "государством" не конкретных лиц, а государственный инстинкт страны (что есть инстинктом самосохранения), то естественно тут прямая выгода: сохранить самоидентичность государствообразующей нации, то есть православных: славян и фино-угров, которых почти 80% от всего населения страны. ОПК дает возможность сохранить в титульной нации духовную историческую память России (в этом предмете основной компонент - история), а значит у Русского государства будет будущее. Не только на войне, но и в мирной жизни очень важно, чтобы люди творили, двигали страну вперед не только за деньги, но из чувства своей исторической предназначенности. Если человек сознает себя частью истории своей страны (а история у нас православная), то он ответственен в своих делах и деяниях. В этом - государство, точнее, его воля к самосохранению, конечно заинтересовано. Пишите: "Церкви почему-то выгоден такой патронаж государства". Вы, АН, человек постсоветских годов и мыслите в рамочках этого времени. А Русская Православная Церковь живет почти тысячу лет. А теперь попробуйте взглянуть с высоты этих 1000 лет. Закон Божий преподавался всегда как обязательный предмет, и, естественно, князья, бояре, потом госчиновники способствовали этому. Какая в этом фальшь? В наше время речь идет даже не о Законе Божьем, а всего лишь ОПК. И в данном случае государство осуществляет не "патронаж", а просто выполняет свои обязанности. Оно должно служить народу, а народ у нас в подавляюещем большинстве принадлежат православной культуре. Они, между прочим, налогоплательщики - ОПК открываются не на чьи-то, а на их деньги. Вы пишите: "по конститутции у нас церковь отделена от государства". Вы не знаете своей Конституции, в ней таких слов нет - об "отделении". Там что-то одной строкой про светское государство. Удивительно слышать это от православного человека, хм.., вы слово в слово повторяете оголтелых "антиклерикалов". И вообще что за чушь? Неужели вам не ясно? Церковь не отделена от общества, и, поскольку государство обязано обслуживать общественные интересы, оно должно учитывать и церковные интересы. Тем более, что ОПК - это не чисто церковное дело, а, скорее, общественное. Государство о-бя-за-но открывать в школах ОПК, но пока что свои обязанности не исполняет. Вы пишите: "отразится на невинных школьниках, не имеющих возможности отказаться от изучения". Школьникам никто никогда не давал права "отказываться" от предметов, у них по младости нет права выбора. А иначе бы они выбрали вообще в школу не ходить. Выбирать могут только их родители. Насколько я знаю, родители имеют право написать заявление с отказом. Потом в аттестате будет просто пустая графа. Единственная проблема - ученик будет болтаться по школе во время урока - но это уж его проблема, пусть идет в библиотеку и читает на свой вкус. Проблема, конечно, есть. По логике вещей такие же предметы следует ввести в республиках, где большинство мусульмане. Наверное так и сделают. Но мы знаем, что перевод слова "талибы" - это "ученики". В отличие от правослоавных школ, исламские часто скатываются в свои вероисповедальные крайности. Это для нас минус, но не такой уж большой по сравнению с приобретением. У мусульман вера проста, и мусульмане всегда останутся мусульманами - независимо от того, медресе у них будут открывать или курсы Основ Мусульманской культуры. А с Православием сложнее - оно требует определенного образования, и если что-то в официальном образовании не будет делаться, русские утратят свою самоидентификацию. А мусульмане все равно останутся. Вот так обстоят сейчас дела. Ратуя за толерантность в этом вопросе, вы ратуете за большую межрелигиозную резню в России. Когда мусульман станет больше в России или даже просто они сравняются числом, тогда польются потоки крови... Будет то же самое, что с Сербией. Татарстан превратится в Косово и т.д. Когда государствообразующая нация слабеет, страна рушится, и люди гибнут под обломками. Упаси нас Господь сегодня от правозащитников и "гуманистов" - от этих чистеньких велеречивых убийц. Когда они начинают красиво говорить о правах, о справедливости, о толерантности - я вздрагиваю. А ведь их болтовню придется расхлебывать нашим детям и внукам, вот уж они проклянут нас...

АН: Думаю, что оружие христиан одно - мир, радость и правда во Святом Духе. Ничем другим мы не победим не только мусульман, которые в большинстве своем не являются оголтелыми экстремистами, но не победим и зло мира сего, от кого бы или от чего бы оно не исходило, даже и от нас. грешных. Именно поэтому я за факультатив ОПК, а на самом деле - за свободу во всем, что касается веры христианской. Чтобы дети после уроков ОПК не начали обращаться в ислам только потому, что там к ним не проявляют насилия и не нарушают их свободу. Никита, я очень хочу, чтобы русский народ и другие люди, живущие в России и во всем мире, обратились ко Христу, к Богу Живому, наполняющему все и всех Светом, Миром, Радостью, Свободой, преображающему этот мир, лежащий во зле, самим Своим присутствием. Я очень хочу, чтобы Его узнали наши дети, наши преподаватели, в т.ч. и преподаватели ОПК, и все остальные. Именно поэтому я считаю, что введение этого предмета в школе - ошибка в силу тех причин, которые мы с Вами обсуждали раньше.

Рада 1: Разрешите вмешаться:))) Знаете, мы,православные, давно уже должны быть в наших школах, но, наверное, не так...последним уроком перед уставшими голодными детьми (факультатив) на месте учителя стоит ещё один поучающий с учебником под мышкой...Если бы мы, православные, хотели быть с детьми, то. наверное, уже занимались бы с ними...в кружках, секциях, репетиторством...и всё не из-за денег, а бесплатно, только ради того, чтобы научить их что-то делать ради Христа.. Вот это и будут истинные основы православия и православной культуры...в наше корыстное время. Помните, у нас повсеместно были факультативы "Основы этики семейной жизни", что-то на разводы это не очень повлияло, хотя педагогики очень старались...и нас будут судить по ДЕЛАМ.

Никита: АН пишет: за свободу во всем, что касается веры христианской. Чтобы дети после уроков ОПК не начали обращаться в ислам только потому, что там к ним не проявляют насилия и не нарушают их свободу. Что-то мы друг друга не понимаем. Уж я Вас не пониимаю точно... О каком насилии Вы говорите и о какой свободе? Почему дети не могут изучать православную культуру (не катехизис, а культуру) обычным уроком? В некоторых продвинутых светских школах есть уроки эстетики, этики (в Киеве - христианской этики), и почему наши русские дети не могут познакомиться со всем богатством Правславной Церкви, которая, как признано, является культурообразующей для нашей страны? Иконы, колокольные звоны, архитектура храмов, жития святых, Сергий Радонежский, Димитрий Донской - не в разрезе Ключевского, а с православной (более адекватной им) точки зрения? Это необходимое культурное знание - его надо изучать. Где тут насилие? А давать на уроках русскую литературу - это не насилие? На Рождественские чтения со всей страны приезжают сотни и тысячи (за многие годы) преподователей из обычных школ. Они все, как люди знающие школу и весь процесс, говорят одно и то же: факультатив это не серьезно, надо вводить в школьную сетку. Наверное, они знают, что говорят? Согласен - преподаватель, взявшись за этот предмет, должен быть умен и тактичен. Но волка бояться - в лес не ходить.

АН: Сегодня на работе за обедом наши мамочки заговорили об уроках ОПК. Боятся разжигания национальной розни, говорят, что введение этих предметов как обязательных - везь антиправославная. Одна особенно горячилась - она хоть и атеистических взглядов придерживается, но в роду у нее больше мусульман, чем православных. Говорит, что о разных религиях детям рассказывают на уроке мировой культуры, а если хотят больше рассказывать, то лично она против того, чтобы ее ребенок это слушал. Тоже ведь имеет право на свое мнение. Я, например, не представляю себе школу, в которой поголовно учились бы только русские дети. Разве что где-нибудь в далекой деревне, да и то маловероятно... Думаю, что более церковный подход - не навязывать эти уроки тем, кто этого не желает, а свидетельствовать о Христе просто своей жизнью. Извините за банальность - тем, как мы любим друг друга, если вспомнить слова Христа. А если вдруг хватит сил любить не только братьев по вере - христиан, но еще и мусульман (которые, кстати, верят в Того же Единого Бога, что и мы), то вот это да, это будет настоящая миссия среди неверующих. А впрочем, ведь действительно, можно будет посмотреть на плоды этого дела: как повлияет введение этого урока на ситуацию в этих областях - на прступность, на межнациональные отношения, на те же разводы... Вдруг все кардинально изменится и причем в лучшую сторону :)



полная версия страницы