Форум » » Религия в школе » Ответить

Религия в школе

Андрей: Что сначала должно вводится в школах: "История религии" или "Основы Православия"?

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Михаил: О развитии педагогики... А почему Вам не понравилась мысль о составлении учебных программ, расчитанных на "средних" учителей? Это же очень трудная и интересная проблема. А главное - жизненная. Одаренных людей действительно очень мало, в том числе и среди православных. Что говорить о мирянах, многим священникам путь заказан в школу - нет у них педагогического дара, у них другая стезя. Даже в религиозности есть одаренные (кто-то называл цифру 10%) и не одаренные. И как сделать, чтобы человек без педагогической искры смог прочитать православный курс и не навредить детям? Вторая проблема - вечная как мир. Как о православии рассказывать интересно, увлекая ребят, но не скатываясь при этом в упрощенчество? Мы в газете уже 15 лет находимся в этой пограничной ситуации - чтобы было интересно читателям, но без "религиозной бульварщины", и постоянно рискуем зайти не туда. Что думаете об этом? Интересно было бы мнение Виринеи, как педагога, связанного с икусством. Музыкой, живописью могут заниматься только таланты - это удел избранных, специфически одареных. Поэтому преподавателей музыки, как и вообще музыкантов, очень мало. Но духовное воспитание - оно должно быть рассчитано на всех, на массовость. Как тут быть? Вот Рада пишет, что в селах нет даже учителей рисования. Их может и не быть, но учитель православной культуры (христианской этики, духовно-патриотического воспитания - как угодно назовите) должен быть обязательно. В русских школах еще от князя Владимира Закон Божий всегда был, тем и силен был русский народ. Сейчас вот ругают: "бездуховное преподование Закона Божьего привело к революции". А я лично благодарен тому сельскому батюшке, который учил Закону Божьему в школе моего деда Филиппа. Потому что, как мать рассказывала, он из этого "курса" много передал ей - лежал со своими детишками на печке и рассказывал, это было уже в советское время. А потом, через мать, чуть-чуть всего этого перепало и мне... Вот ведь какая сила была этих уроков - хватило на три поколения. То есть духовный предмет - отдельный, не растворенный в других дисциплинах - русской школе необходим. Вот тут и возникает вопрос о массовости. Батюшек, как и учителей рисования, на всех не хватит.

Рада 1: Михаил, рада за Радмилу:)) и за то, что Вы нашли время наконец-то поговорить просто о педагогике...Согласитесь, всё-таки прежде чем сеять ОПК, надо бы хоть попробовать почву и посмотреть на погоду...А погода, кстати, вполне солнечная, несмотря на проходящие тучки из минобраза...вот только почву сначала надо бы подготовить: выкорчевать пни, убрать камни и вспахать. А то Вы всё "бросим-бросим куда попало, авось чего-нибудь и взрастёт":))))) Вы совершенно правы, что преподаватели должны быть подготовлены педагогически, в больнице небось никто не захочет, чтобы ему делали укол непрофессионалы, имеющие за плечами только богословское образование, а здесь дети, которые сразу же распознают далёкого от педагогики взрослого... и вряд ли будут долго терпеть скучное времяпровождение. Программы, конечно, нужны. Но вы знаете, что у нас ведь программы почти всех предметов очень замечательные, но уроки почему-то у разных учителей разные...Потому что всё зависит от Личности. А личности надо искать, как завуч, о котором рассказала Виринея. Кто должен искать таких преподавателей? Школа не хочет...Тогда кто? Михаил, а что такое "религиозная бульварщина"? Наверное, мне просто везло на хорошие издания:))))

Михаил: Бульварщина? "Исцелись верой", например, - популярность и тираж бешеные. Могу назвать еще одно, но не буду рекламировать. Теперь "просто о педагогике". А кто в школах будет выкорчевывать пни? Вы правы: я за то, чтобы "сеять" и в эту почву. Да я уже подробно свою точку зрения излагал выше: сначала в школе нужно создать "площадку", откуда что-то начнет расти. А чтобы не вырос уродец, поначалу православный предмет должен даваться в ограниченном объеме, "на вырост". Чтобы что-то делать в школе, нужно сначала туда прийти. А потом начнется большая работа. Так всегда дела делаются. А рассуждать... Говорите - Личность. Конечно! Но дайте возможность Личности вырасти. Даже на селе есть хорошие учителя, подвижники. В каждой школе есть. Говорю это по опыту многочисленных командировок. Во многих селах основа церковного прихода - учителя. В Великорецком (знаете это село) многие годы все держалось на директоре общеобразовательной школы, она и церковь восстанавливала. Дайте им возможность работать и возрастать - вот в чем сейчас вопрос. И вот тут встает технический вопрос, о котором я написал выше: как сделать предмет в "ограниченном объеме" - то есть как перевалить без последствий через первоначальный этап возрастания. Вот конкретная жизненная задача. Впрочем, тут, на форуме, мы ее не решим :-)


Виринея: Михаил пишет: Интересно было бы мнение Виринеи, как педагога, связанного с икусством. Музыкой, живописью могут заниматься только таланты - это удел избранных, специфически одареных. Поэтому преподавателей музыки, как и вообще музыкантов, очень мало. Но духовное воспитание - оно должно быть рассчитано на всех, на массовость. Как тут быть? Насчет музыки - я не знаю. Вообще "обертоны…" - это были слова о.Андрея Кураева, образное сравнение. Талант - эк Вы загнули! :) Есть такая иерархия: способности, одаренность, талантливость, гениальность. Таланты, а уже тем более, гении - это очень редко. Так вот, достаточно с человека просто духовных способностей. Так получилось, что в Воскресной школе я стала преподавать еще студенткой, кажется, второго курса. Тогда мне было 19 лет… только-только пришла в храм… никакого опыта. какие там катехизаторские курсы… Вообще удивляюсь, как батюшка меня благословил… но помню, что после первого урока бежала вприпрыжку от какого-то навалившегося счастья… Училась вместе с детьми. Прислушивалась к ним, приглядывалась, допускала ошибки (куда же без них!), каялась, падала и поднималась. Учу их я - они учат меня. Взаимодействие. Этого бы не было, не будь у нас дружеского расположения, мне вообще нравится работать с детьми. Им так не хватает просто внимания взрослого авторитетного человека, у них столько вопросов о жизни и смерти, вере и неверии… Но вот свежий пример: на днях речь на уроке в ДХШ (а у нас уроки как в общеобразовательной школе, журналы, оценки) зашла о вере. Началось издалека, а закончилось простым детским вопросом ко мне, сказанным каким-то проникновенным голосом: а вы в Бога верите? Помню, даже тишина какая-то неестественная наступила в классе. Ко мне обратились не как к учителю уже не важно какого предмета, а просто как к взрослому человеку, который вдруг начал говорить о Боге. Все сказанное ранее: про Адама и Еву, ад и рай, Иисуса Христа и его предателя - все отступало на второй и третий план перед этим одновременно простым и сложным детским вопросом, обращенного к учителю… поняла что от того, КАК я сейчас отвечу, будет зависеть многое… Михаил, не хочу больше что-то доказывать, я переживаю из-за этого. Искренно уважаю Ваше мнение, имею свои некоторые соображения. Помню, что "всяк человек ложь". Вот и я тоже…

Виринея: Промелькнуло. Отдельное спасибо вашей газете за "Цветник духовный"!!! :-)))Запоминаю притчи и рассказываю детям, когда они утомятся, чтобы им немного отвлечься и немножко "духовно" подпитаться. Дети даже просят, ждут, когда я им расскажу очередную притчу… особенно "идут" те притчи, где за образностью (с воображением все в порядке) скрывается мудрая мысль. То, над чем детям приходится подумать - то лучше усваивается и запоминается (из педагогики).

Рада 1: "Исцелись верой", говорите, честно говоря, даже не видела, ну, да, ладно...что нам эта макулатура, когда у нас есть Вера:))))) Рада-рада, Михаил, что вы уже в вашем последнем сообщении говорили о "площадке", на которой ведь совершенно не обязательно должна сейчас висеть вывеска ОПК...Вот у Виринеи такая площадка уже есть и многие учителя не только из Великорецкой уже давно и плодотворно работают на своих уроках, прививая православную культуру детям. Значит, вы согласны, что все эти замечательные люди делают очень важную работу, почему же вы считаете, что это несерьёзно, а серьёзно будет, когда вместо Виринеи придёт кто-то для меня загадочный, но которого в школу, почему-то не хотят пускать..:)))) Ваше: Чтобы что-то делать в школе, нужно сначала туда прийти. А потом начнется большая работа. Так всегда дела делаются. На мой взгляд, кто хотел прийти в школу что-то делать, уже в школе и делает там большую работу, потому что благие дела всегда делаются тихо и без революций:))))

Виринея: Мы в газете уже 15 лет находимся в этой пограничной ситуации - чтобы было интересно читателям, но без "религиозной бульварщины", и постоянно рискуем зайти не туда... Михаил, у меня вопрос. Только не по теме ОПК. Но раз речь коснулась этого, то мне надо разобраться. Дело в том, что моя мама выписывает вашу газету, "Православный СПб" и "Исцелись верой" вместе с "Монастырским лечебником". "Веру"и "Православный…" читаю с удовольствием, а вот "Исцелись…" у меня "не идет". Начинаю читать - становится жутковато, а тут еще везде подчеркивания и выделение текста. Но ведь газета издается по благословению наместника Тимашевского Свято-Духова монастыря архимандрита Георгия, который считается старцем. Знаю даже людей, которые реально испытали его духовную помощь. Моя мама внимательно читает газету… почему Вы назвали ее "бульварщиной"?.. Объясните...

Михаил: Вириниея, Вы написали, что "всяк человек ложь", и я конечно могу в чем-то ошибаться. Но многие уважаемые мной люди, священники, считают "Исцелись верой" бульварщиной или, если мягче выразиться, популизмом. "Исцелись" - это значит исцелиться физически. В этом вроде бы нет ничего плохого, но тут такая незаметная подмена происходит, веру в Христа воспринимают как "лекарство". Это как со святой водой - приходят бабки с бидонами на Богоявление, толкаются, а Бога-то явившегося не видят... Я никого из них не осуждаю, у меня и мать такая - "практическая", за водой на Крещение идет, чтобы запастись на весь год лекарством. Это все понятно и нормально. Но эксплуатировать эту жажду исцелиться - нехорошо. Архимандрит Георгий (он, кстати, в молодости служил у нас в Коми, в Айкино) очень хороший монах, и людей в Тимашевске лечит. А газету делают другие люди. Наверное, они не понимают, что несколько перебарщивают... Не буду говорить за них. Когда нам одна женщина ученый (достойная, умная женщина) предложила эксклюзив - свои иследования, как молитва помогает физическому исцелению, мы решили это не печатать. Дело даже не в наукообразности (биотоки, энцелофограммы), все это можно оформить в читабельный вид. Дело в самом подходе - молитва рекомендуется для поправки своего здоровья. Точно также можно рекомендовать и заговоры. Тут все очень тонко - начнешь осуждать и сразу солжешь. Но очевидно, в нашем церковном народе есть тяга к определенным вещам, которые эксплуатировать грешно. Например, ИНН. Все правильно: глобализм наступает, нужно ему противодействовать. Это многие чувствуют, и поэтому тема ИНН очень популярна у православных, на ней можно делать газетные тиражи. Но когда попутно начинаешь развеивать суеверия, скопившиеся вокруг ИНН (число зверя в штрих-коде и проч.), многим из народа это не нравится, мол, продался антихристу. А есть такие издания, которые, напротив, берут эти суеверия на вооружение, поскольку они помогают в народе укоренить неприятие к глобализму. Цель оправдывает средства. Вот это и есть популизм, скатывающийся иногда до духовной бульварищины. Что касается ОПК. Вы все правильно пишите, но это не отменяет необходимости вводить православный предмет во все школы, повсеместно. Что-то уже существует, но этого мало. Например, есть прекрасный предмет "Истоки" (преподается с 1-го по старшие классы), разработанный профессором Вологодского педуниверситета Камкиным, он 10 лет в качестве "региональной компоненты" действует в общеобразовательных школах Вологодской и нескольких других областей. Это как бы краеведческий предмет, но там много и о Православии. Учебники красочные, учителя подготовленные. 2-3 интервью у нас было по "Истокам" (можно найти по поисковику, набив слова "Камкин Истоки"). Буквально на днях звоню ему, поздравляю с областной госпремией в связи с юилеем "Истоков". Между прочим спрашиваю, а как с ОПК в их области. Он с горечью отвечает, что плохо - не пускают. Понимаете, у него "своя" есть программа, премию за нее получил, работа продолжается, в среду едет в Котлас обучать местных учителей "Истокам" (он и его методисты всю область изъездили). Но одновременно с этим он переживает за ОПК. Потому что ОПК - это другое, важность его несравнима. Как педагог (он долго учительствовал в обычной школе, потом сам стал учить учителей) он это прекрасно понимает и всем сердцем переживает: православие должно быть во всех школах. Какой-то минимум должен быть, чтобы в детские души (во все, а не единицы) зерно упало. Вы хорошо, Виринея, написали о детях, душевно, так и представил их. Да, удивительно, какие серьезные вопросы задают... Даже я это почувствовал, хотя с классом единицы раз общался (в разные годы и с разным возрастом). Меня ведь тоже тогда спросили, верю ли в Бога... Когда так смотрят детские глаза, врать невозможно. Ответил им не сразу...

Виринея: Открываю газету "Аргументы недели" (не похоже на "желтую прессу") за четверг, 19 октября. Там есть статья "Вера без надежды и любви…" под рубрикой "Трибуна реакционера". Заголовок, конечно, вызывающий, но интересные мысли есть, например, что "культура - это лишь светский псевдоним веры" (разница между верой и культурой, конечно невообразимая, но интуитивно мысль ясна). Что Бога мы "растворили в общечеловеческих ценностях". Что "Россия созрела для глубокой религиозной реформации. Нам не нужно отказываться от Православия" (Ну, наконец-то!). Есть, конечно, спорные моменты, про "религиозный фанатизм", например. И откровенно неприятные: " попытки насадить в школах изучение православия являются проявлением дремучего провинциального мракобесия"… вот какими нас воспринимают...

Михаил: А кто воспринимает? В чьих руках сейчас большая пресса? Что касается "Аргументов", их политика давно известна... Эту публикацию не читал, но, судя по Вашему описанию, они там напустили тумана, этак встали на сторону Православия (хотя при чем тут реформация?), мол, мы сами крутые православные, и с этой мнимой позиции убеждают доверчивого читателя, что православный предмет в школе - мракобесие. Ну, хоть стой, хоть падай... Вот так у нас и делают общественное мнение. Этому автору стоило бы задать вопрос: а в Европе тоже мракобесие, там ведь во многих странах в обычных школах есть предмет по традиционной религии. В Греции вообще Закон Божий преподают. И почему "провинциальное мракобесие"? Московская Патриархия - это провинциально? У нас в стране интересная ситуация. Общественное сознание управляется, с одной стороны, пришедшими к власти (в СМИ) западниками худшего, глобалистского толка, с другой - оставшимися еще коммунистами. И те и другие - антирелигиозны, за светскую школу и т.д. Какой-то середины нет. И Церкви слова не дают сказать. Это вообще поразительно! СМИ создают о себе впечатление, что они, эти СМИ, очень благожелательно относятся к Церкви, сами в доску чуть ли не православные... и при этом затыкают рот Патриархии. Я это часто наблюдаю на примере программы "Время". Да об этом не раз говорили и архиереи на разных конференциях, сам слышал. Понимаете, приглашают батюшек на разные ток-шоу, предоставили владыке Кириллу эфирное время (купленное за огромные деньги) - но все это в определенных рамках. А когда доходит до серьезного - немота. Ведь так и не дали РПЦ во всеуслышанье озвучить Социальную концепцию, принятую в Церкви. А в ней, между прочим, говорится и о служении Церкви в школе. И Основы Православной культуры - это проект как раз в рамках концепции социального служения. Но - ти-ши-на. Будто ОПК придумали какие-то "провинциальные мракобесы" и шут с ними. Это все просто объясняется. Церковь имеет огромный авторитет в обществе, поэтому на словах к РПЦ хорошо относятся - не идут против ветра. А за спиной всячески противодействуют. И сейчас, когда появилась надежда донести Православие в школы, они особенно задергались... Увы, мы в такой стране живем, и идет грязная возня вокруг ОПК. Это все неприятно, но такова реальность. Вот и автор статьи (письма, отобранного редакцией) как бы тоже очень благожелателен к РПЦ, к вере. Но он явно переигрывает: "культура - это лишь светский псевдоним веры". Это ж надо так, восхваляя, принизить веру. На самом деле культура имеет лишь гносеологические корни в религии - в "культе", но никак нельзя их ставить в один ряд. Надо понимать, в "Аргументах" и придумали эту рубрику "Трибуна реакционера", чтобы на место настоящих реакционеров (противников безрелигиозного глобализма) подставлять дурацкие фигуры и тем самым дискредитировать все подряд - и "реакционеров", и все, что они якобы защищают или опровергают. Тут ведь с какой стороны ни посмотри, получается подвох. Вы не очень-то верьте "большим" газетам и ТВ - там большие интересы, большие деньги и большое вранье.

Михаил: Рада 1 пишет: На мой взгляд, кто хотел прийти в школу что-то делать, уже в школе и делает там большую работу, потому что благие дела всегда делаются тихо и без революций:)))) Наверное, Вам просто не нравится аббревиатура ОПК :-) То пишите, нет Личностей, кому преподавать. А когда я пытаюсь доказать, что они есть, Вы уже нечто обратное утверждаете... Да какую большую работу в школе делают? Это из какой фантазии? Учителя связаны по рукам и ногам рамками своих предметов и служебными инструкциями. Даже учитель литературы ничего толком не может сказать о Крещении Руси, о Борисе и Глебе и т.д. - у него просто на это времени нет, дай Бог, свою-то программу в детские головы вложить. Вот, скажем, великая, программная вещь, которую должен знать каждый русский - "Слово о законе и благодати" митр. Илариона. Это не только религиозный императив и философский инструмент, используя который ученик во взрослой жизни сможет отделять зерна от плевел, но также замечательное по художественности языка произведение. Думаете, учитель литературы найдет время полслова о нем сказать? Да он даже о "Слове о полку Игореве" ничего не успевает сказать... Для всего этого нужен от-дель-ный предмет и место в учебной сетке. Вы хорошо пишите о личной ответственности, об универсальных истинах. А ОПК - это сравнительно узкий, практический вопрос. И получается, с одной стороны, Вы не хотите разбираться в деталях предмета, вникать, а с другой - резко судите о нем. Давайте оставим наш спор.

Рада 1: Сдаётесь! :))))) Знаете, почему нам сложно понять друг друга? Я спорю об оттенках, а вы о чёрном и белом...ОПК - белое, всё остальное вместе с Фурсенко и Радой - чёрное:)))) И про Личностей я говорила с недоверием тогда, когда вы грозились, что они (личности) сами откуда-то ??? прибегут, как только в школьном расписании поставят ОПК, а сейчас вы всю нынешнюю работу Личностей в школе на других уроках зачеркнули, как несерьёзную...и вот сейчас спорите, что хороший учитель литературы нынче "ничего не может сказать". Здесь я не согласна с вами категорически, но спорить не буду, потому что тогда надо будет долго рассказывать о тех замечательных уроках разных учителей русской литературы, на которых мне больше, чем вам, вероятно, везло... Ну, не объяснили вы пока мне, глупой, почему приоритетной надо считать "узкую и практическую" цель ОПК, а не развитие ВСЕЙ православной педагогики, которая, кстати, только и может решить проблему с ОПК.

Михаил: Ладно, мир :-) не стоит дальше спорить. Вы про абстрактные приоритеты, я про конкретные программы - этак мы ни о чем не договоримся. Если Вам достаточно того, что "хороший учитель в школе что-то может сказать", то нет смысла в дискуссии. У нас просто разная оценка сегодняшней беды - того, что происходит с воспитанием детей в обычной общеобразовательной школе. Лучше расскажите, как там в вашем "продвинутом математическом классе", за анкетированием что-то последовало?

Рада 1: Ну, нет, так сразу замолчать я не смогу:))) Пока я добилась того, что вы, Михаил, наконец-то увидели, что мой путь решения проблемы другой. Теперь самое время рассказать о конкретике, потому что школу бросать ни в коем случае нельзя только потому, что "не пускают ОПК". Мне видится решение проблемы таким: 1. Организация или активизация работы православных педагогов. Для этого, конечно, нужно собрать православных педагогов по типу методических объединений, которые есть для всех предметников в школах. роно и др. Надо сделать такие же, но для православных педагогов. Попытки такой работы были сделаны в Сыктывкаре, но почему-то завяли. Я бы с удовольствием прочитала в Вере, почему это закончилось ничем ещё до Фурсенко. Что помешало работать такому объединению? 2. Такое объединение не может быть без обмена опытом, лучшие разработки по темам должны быть изданы, кстати, прекрасный материал о Капитанской дочке в Вере помог мне с ребёнком дома обсудить это школьное произведение, несмотря на то, как его трактовали в школе...Почему бы не продолжить?Кстати, вот и начало разработки ваших, Михаил, методических материалов.. 3. Работа такого объединения выявит Личностей, которые могут иметь авторитет среди коллег и учеников, будущих авторов хороших учебников, и главное, поможет Личности сформировать около себя школу будущих православных педагогов... 4. Большую помощь таким объединениям должны оказывать приходы и православные СМИ, то есть я бы объявила на этом этапе в приходах всеобщую мобилизацию тех, кто что-то способен делать в школе. Ну, и ещё очень печальная конкретика прямо у нас под носом((( Пока мы в Сыктывкаре не сможем организовать начальную православную школу, по-моему, о других школах не надо так громко кричать. Вы, Михаил, знаете, почему в православной школе Сыктывкара проблемы с набором детей в первый класс? А в выпускном классе (четвёртом или пятом) там весной остался только один ученик? Там, кстати, уже давно преподаётся Закон Божий, но только православные туда детей не ведут, а если ведут, то срочно потом забирают...увы, но мне тоже пришлось оттуда эвакуировать своего ребёнка, скажу лишь в своё оправдание, что мы ушли последние из хорошистов после третьего класса.

Михаил: Рада 1 пишет: Пока мы в Сыктывкаре не сможем организовать начальную православную школу, по-моему, о других школах не надо так громко кричать. Вы, Михаил, знаете, почему в православной школе Сыктывкара проблемы с набором детей в первый класс? Знаю. И давно наблюдаю эту историю. Все дело в слабости епархии - в недостатке материальных средств. Хорошим преподавателям (а они были) надо хорошо платить, ну, хотя бы нормально. Печальный опыт Сыктывкарской православной гимназии, которая уменьшилась в "школу", а скоро, возможно, вообще исчезнет - и есть иллюстрация к тому, почему Патриархия так много надежд вкладывает в ОПК. Деньги и спонсоры есть в Москве, и там действуют кое-какие православные школы. Но остальная страна этого лишена. В такой ситуации самое реалистичное - заявить о своих правах на использование существующей системы образования (здания, зарплата учителям). То есть нужно вводить предмет ОПК в общеобразовательную учебную сетку. "Параллельные" православные школы (то, что попытались сделать в Сыктывкаре), - увы, не решение проблемы. В Патриархии давно уже убедились, что силенок на это не хватает. То, что вы предлагаете как альтернативу ОПК, - это какой-то профсоюз несуществующего предприятия. Дело, конечно, хорошее - можно создать учительское братство по типу "православного братства врачей". Но не вижу большой практической отдачи от него (если только они не станут группой влияния для продвижения ОПК :). В Институте повышения квалификации учителей РК есть православный человек, постоянно сотрудничащий с епархией - Нина Михайловна Мищенко, свяжитесь с ней, чтобы не было партизанщины. Она знает всех православных учителей. А вообще уже много всего наработано в православной педагогике, научные конференции проходят, книги издают, в Москве несколько "институтов" действует, специалисты которых готовы выезжать в провинцию... Все это некуда практически прикладывать. Вот такая, Рада, "черно-белая", без оттенков проблема - денег нет, зданий нет, зарплаты нет. И есть мощная сеть школьного образования, где учатся наши дети, куда мы отдает налоги. И в этой сети православные предметы - изгои.

Рада 1: Господь учил нас быть солью для этого мира...может быть, я излишне мудрствую, но хорошая соль - эта та мелкозернистая соль, которая хорошо выпарена и незаметна в еде... ОПК, по моему грешному мнению, слишком хрустит на зубах у мира, поэтому нам нужно искать другие подходы, не отчаиваться и не оставлять школу...и не проходить мимо любой возможности "практически прикладывать" православие везде, где Господь даёт возможность это сделать. А Нина Михайловна может собрать конференцию православных педагогов и всех заинтересованных непедагогов о проблемах введения ОПК в школах Сыктывкара, например, в рамках предстоящего социально-экологического конгресса, так же, как это делают православные врачи?

Рада 1: Больно говорить об этом, но беды нашей православной гимназии начались не из-за финансовых проблем...

Михаил: Свяжитесь с Мищенко, если у вас есть идеи, обсудите с ней. Лично я во всем этом ничего не вижу. Рада 1 пишет: Больно говорить об этом, но беды нашей православной гимназии начались не из-за финансовых проблем... Ну да, беды начались с грехопадения Адама и Евы... Бросьте. В истории с гимназией были свои "герои" и разные обстоятельства, и я бы не стал искать виноватого. Объективно и очевидно одно - проблема в средствах и политике их расходования. Православную общеобразовательную школу (а таковой была православная гимназия в Сыктывкаре - предметы и аттестат общешкольные) должно содержать государство. Вы вот пишите о недостатке Личностей для православного образования, о необходимости их искать. А мне кажется, сейчас проблема в том, как бы не растерять уже имеющихся преподавателей, которые работают за гроши и получают при этом пинки. Не буду повторяться - обо всем этом сказано выше. Вы почему-то в ОПК усматриваете казенщину, "поповщину" и проч. А я, наоборот, вижу открывающиеся свободы для участия общества и общественной совести в этом деле. Чиновники из местного минобраза в силу специфики предмета не смогут там полностью командовать. Соответственно, епархиальные структуры из-за государственного статуса школы будут мало вмешиваться, только консультировать. Так что открывается поле для творческой, искренне душевной работы... И главное - учителя будут получать гарантированную зарплату, в таком размере, чтобы о ней не думать. Это поважнее "оттенков". Сначала "черно-белую" ситуацию переведите в нормальную, а потом мы уже будем говорить об оттенках.

Рада 1: Хотела тут картинку смешную и колючую про нас, белых, с белым нашим ОПК и их, чёрных, нарисовать, но не буду...вы, Михаил, чем-то раздражены, поэтому мне лучше помолчать. Помоги, Господи, р. Б. Михаилу и его домочадцам во всех добрых делах, подаждь ему терпения и сил, огради его Своею Святой Благодатию от всяких неустройств и бед! Ангела Хранителя вам, Михаил!

Виринея: Хочу поделиться маленькой радостью, у Вас тут небольшое напряжение в общении, я вижу...:( Ранее писала, что постичь красоту иконы современному человеку очень трудно. А сегодня Господь меня вразумил: на уроке по изучении иконописи объясняла детям разницу между картиной и иконой. Показала для сравнения икону Богоматери с Младенцем, написанную по византийским канонам и итальянскую картину эпохи Возрождения с тем же сюжетом. Класс молча сравнивал, я не успела еще ничего сказать, как 12-летний подросток (не отличающийся образцовым поведением) вдруг авторитетно заявил: НАША лучше. Я не думаю, что он так сказал из желания мне угодить, так как его слова прозвучали как-то веско, значимо. Он мог не говорить, другие-то промолчали… Но его восклицание очень помогло мне и сориентировало других учащихся - его ровесников и ровесниц… вот такая маленькая радость…



полная версия страницы