Форум » » Религия в школе » Ответить

Религия в школе

Андрей: Что сначала должно вводится в школах: "История религии" или "Основы Православия"?

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Михаил: Спасибо за картинку с урока. Дети - такие умницы. А ведь как удивительно просто и не-хитро мир устроен: духовность если она есть, всегда говорит сама за себя.

Михаил: Рада 1 пишет: Хотела тут картинку смешную и колючую про нас, белых, с белым нашим ОПК и их, чёрных, нарисовать, но не буду... Ну и слава Богу! Надо же нам когда-нибудь остановиться :-) Кстати, вот еще одна тема - о смехе, когда уместно юморить, когда нет. Можно взять на себя роль урезонивать слишком серьезных дядь и тёть с их казенными проектами и образовательскими панацеями, не очень впрочем вникая в то, что они там говорят :-) Но юморить при этом? Поделюсь своими ощущениями на сей счет... Лично мне бывает странно и дико слушать некоторых борцов с глобализацией, а порой они выглядят даже забавно - этакие спасители человечества. Но смеяться не хочется. Слишком уж сам предмет трагичен. Глобализация (насаждение универсализма, безрелигозности) - это продолжение все той же волны богоборчества, что была в 18-19 веках и в 20-м веке, когда верующих, бывало, расстреливали. Сейчас все делается без крови и насилия, но тотально. Незаметно, поступательно это происходит во всем мире, а также у нас в стране. И 10-летняя борьба вокруг ОПК - это как раз столкновение глобалистской модели образования (американского разлива, в Европе-то еще не до конца поддались) и тех традиционалистов, кто этому противодействует. Сравните "Историю религий" Фурсенко и ОПК. Или загляните в его же образовательную концепцию с упором на "универсальные ценности", которую он представлял на заседании правительства. Сразу исчезнет желание юморить на "черно-белую" тему. Вот читаю Ваши реплики и вспоминаю одного заслуженного работника образования в Вел.Новгороде, глубоко верующую женщину, - с какой болью она говорила обо всем этом. Они там от безысходности включились в европейскую ассоциацию против глобализации в образовании (она, по нашим меркам, не очень "традиционна", но куда деваться). Для них - это все серьезно. Конечно, мир многоцветен, и будем ему радоваться, Рада. А черно-белое, давайте, обойдем стороной и не будем его больше касаться. За молитву лично о мне, грешном, спасибо, я о Вас тоже помолюсь. Только крестильного имени не знаю.

Xenia: В Карели с ОПК происходит то же самое, что и в Коми. Посмотрите: http://eparhia.onego.ru/kizimuz.htm и http://eparhia.onego.ru/sck4.htm


АН: Михаил, извините, что возвращаюсь к старой теме. Посмотрела Ваш сентябрьский постинг о мусульманах, которые меня не поймут, т.к. у нас разные ценности, и вот что хочу сказать. Я ведь недавно гостила у мусульман, не помню, писала ли об этом здесь на форуме. По приглашению одного мусульманина наша группа из нескольких православных приехала на несколько дней к нему в дом и там жила. Днем мы делали разные православные дела, а вечером встречались с хозяином дома и его знакомыми единоверцами, говорили обо всем, в т.ч. о вере. Он и его друзья рассказывали об исламском движении, в которое они входят. Его цель - просвещение. Они строят школы по всему миру, несколько есть и на территории нашего СНГ. В одной из таких школ учился мой православный приятель. И несморя на то, что несколько лет он провел в этой мусульманской школе, а потом еще несколько - в их же вузе, он остался православным. Никто его не принуждал менять веру. У него до сих пор много друзей-мусульман. И главное, о чем они нам говорили, - что насилие ни к чему хорошему никогда не приводит. Нужно всем людям искать мира, независимо от вероисповедания. Вот такие мусульмане встречаются иногда в жизни. Честно сказать, других-то я и не видела. Это были единственные мусульмане, с которыми я на сегодняшний день знакома. Они совершают намаз 5 раз в день, постятся в Рамадан и абсолютно не пьют спиртного. Я даже подумала: может быть, те, в Кондопоге, да и вдругих местах, может быть, они просто прикрываются мусульманством, а на самом деле просто бандиты да и все? А еще к слову уж скажу. Дело это происходило в Турции. Так вот, однажды вечером мы плыли в катере, в котором было довольно много народу, многие женщины были в хиджабах, да и мужчины не были похожи на христиан :) А нам срочно нужно было помолиться - ситуация требовала. Так вот, мы спокойно сидели среди мусульман, крестились, пели - и никто нам даже слова не сказал. Честно говоря, наслушавшись в России об агрессивности и нетерпимости мусульман к иноверным и особенно к христианам, я была сильно удивлена их доброжелательности и спокойствию. Я, наверное, не в теме ваших последних обсуждений - но вот захотелось поделиться свежими впечатлениями.

Михаил: АН пишет: Вот такие мусульмане встречаются иногда в жизни. Да, всякое бывает... Можно сказать, что Турция особый случай, поскольку после крушения Оттоманской империи там был взят курс на построение "терпимого" светского государства, а сейчас они из кожи вон лезут, чтобы их приняли в Евросоюз. Но утверждать этого я не стану. Турцию потому и не принимают в ЕЭС, что даже сейчас местный ислам там слишком воинствующий. Конечно, никто вас не зарежет, если вы станете вслух молиться - вы же туристка, а Турция львиную долю доходов извлекает из Туризма. Но коренные христиане там - люди второго сорта. Вот вы удивляетесь, что турок учился в мусульманской школе и "остался" православным. А спросили бы его: почему он учился в мусульманской, а не православной школе? В Турции христиане подчинены исламскому государству, даже там - в "европейской" стране - есть элементы шариата. Еще их не принимают в ЕЭС потому, что Турция - эта "просвещенная" страна - не хочет признать факт геноцида, когда в 1915 году благочестивые мусульмане вырезали, как баранов, несколько миллионов армян-христиан. Такой же геноцид был и против не совсем правоверных курдов, он, кстати, до сих пор там продолжается. Как пишут политологи, в Турции "терпимость" наносная, и сейчас там идет сильный откат обратно к воинствующему исламу, радикальные религиозные движения активизируются. Конечно, всякие исключения бывают. Например, абхазские мусульмане почитают древние христианские храмы. Но эти мусульмане - не норма, они даже свинину едят и помнят, что много веков назад были христианами. Чем ехать в далекую Турцию, побывайте в нашей Татарии. Я там общался с кряшенами (татарами, которые в древности изначально приняли не ислам. а христианство), они много чего рассказали. Их там всячески третируют, создают проблемы на работе, мешают открывать свои газеты и т.д. А ведь это у нас, в России! О Чечне я говорить не буду. Сейчас там больше показухи (православный храм восстановили), а десяток лет назад православные были открыто на положении полурабов. Увы, такая реальность. Хотелось бы, конечно, верить в лучшее в людях...

АН: Ну видите, я-то говорю только о том, что видела собственными глазами, и о тех людях, с которыми лично познакомилась. Если бы увидела какого-нибудь радикала - обязательно бы рассказала :) Единственный момент был напряженный: когда один из друзей нашего хозяина задал не очень вежливый вопрос, зато по сути. Вообще они нас на удивление много расспрашивали об истории России, о Ленине и Сталине (оказывается, кого-то в мире это еще интересует :) И вот один из них спросил: "Скажите, сейчас в России очень маленькая рождаемость и очень много людей пьет. Какими Вы видите перспективы России?" Вот, Михаил, что бы Вы ответили? Кстати, в этом смысле мы их буквально сразили тем, что практически все из нашей православной компании оказались абсолютно не пьющими. А бывший студент этой мусульманской школы - русский, и в школе он учился не в Турции, а где-то на территории бывшего СНГ, потом уже поехал в Турцию в институт, т.к. ему понравилось качество обучения. И нормально к нему везде относились - и в СНГ, и в Турции. А кстати - сейчас ведь у нас идут какие-то христианско-мусульманские диалоги. Вы об этом в Вере не пишете?

Михаил: Признаться, не слышал о таких диалогах - богословских, я имею в виду. Наш Патриарх и муфтии иногда собираются вместе для выработки общей позиции по социально-общественным вопросам, вот, вроде, и все. Мне кажется, с нашей стороны богословский диалог бессмысленен, поскольку мы знаем упертость мусульман. А с их стороны - тем более, они видят, что и без диалога "мир неверных" загнивает, физически вымирает и освобождает им земли (Европу, Россию), которые изначально, как они думают, дарованы им Аллахом. Хотя опасаются и обратного процесса: многие мусульмане, проникая в христианскую цивилизацию, знакомятся с высокой духовностью христиан, видят упрощенчество своего ислама и отходят от него. "Исламские школы с странах СНГ" - это наверное в Айзербаджане? Там исторически чувствуют родство с Турцией. Если по всей СНГ, то это уже размах. Мне это напоминает политику Ватикана по открытию католических колледжей для инославных - вероисповедальным католицизмом там не прессуют, но менталитет у учащихся вырабатывается католический вплоть до почитатния Папы, так что в будущем их выпускники или их дети добровольно принимают католицизм. Видно, в Турции, СНГ уже видят будущим халифатом и заранее забивают сваи. Так делают все страны, имеющие идеологию. США, например, действует по всему миру через фонды, общественные организации (НПО), продвигая свой образ мысли. Вы же, конечно, не считате, что Турция открывает в СНГ школы, чтобы отучить людей от пьянства или с иной альтруистической целью? Вообще же пьянство не есть христианская проблема. Христианство просто дает больше свободы человеку, полагаясь на его сознание и духовность. А в исламе все держится на сильных запретах, они фактически пребывают еше в Ветхом Завете. Чтобы возобновить жесткость запретов, табу, нам не обязательно к ним обращаться - надо стать просто традиционнее. Кстати, удивление турков, почему среди вас не было пьяниц :) мне понятно и близко. Я сам из Карелии, к нам постоянно приезжали финны-туристы смотреть петроглифы на скалах, и я с детства был убежден, что финны - страшные пьяницы. Выйдя из автобуса, они сразу начинали "квасить". Также и турки судят о нас по туристам.

АН: Ну какой Вы, Михаил... :) упертость мусульман... мир неверных загнивает... :))) Они же тоже люди, причем в некоторым смысле даже наши братья по вере - все же мы с ними в Одного Бога верим, Создателя неба и земли. Авраам ведь - отец всех верующих, а? Не знаю, может, они и из корыстных целей школы строят, но мой знакомый православный до сих пор им благодарен. У него действительно нет страха перед мусульманами. Незаметно, чтобы он был обременен какими-то идеологемами на их счет. Да, у него есть друзья не только среди православных, но и среди мусульман - плохо разве? А насчет пьянства... конечно, это не христианская проблема, а - всероссийская. Хотелось бы мне поменьше знать о пьянстве среди верующих, в т.ч. среди духовенства, но увы... Иногда кажется - уж лучше пусть хотя бы по Ветхому Завету жили, чем вот так... Если честно, когда этот парень спросил, мы даже не сразу нашлись, что ответить. Мы же не пикировались, а разговаривали по-честному, всерьез.

Михаил: АН пишет: мы с ними в Одного Бога верим Заблуждаетесь, Ан. Это они в "одного Бога" верят, а мы - "сразу в трех" - спросите у мусульман, они вам так скажут. Человеческие контакты могут быть со всеми, у меня, например, был замечтельный друг-таджик в армии, но вероучительных вопросов мы не касались.

АН: Не знаю, как Вы :))), а я-то верю в Одного Бога, причем Того же, что и мусульмане и иудеи. Просто (совсем не по моим заслугам) я знаю о Нем немного больше, чем они :)

Михаил: - Это ваше "немного больше" - суть язычество и внушение шайтана. А кто искажает откровения пророкв Мухаммеда, Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса), тот да будет повинен каре: привязать неверную за волосы к троллейбусу и протащить по Невскому... - Так вам ответит ваш "единоверец", в чьего Бога вы будто бы верите. Я вам поражаюсь, АН: вы никак не хотите принять Иегову из Ветхого Завета (помните, удивлялись жестокости), а Аллаха из Корана - пожалуйста? Как у вас легко получается :) Кстати, выше сравнивались Турция и Айзербаджан - как самые терпимые исламские государства. Айзербаджан, где живут шииты, особенно этим отличается - терпимостью к европейскости. А сегодня в интернете прочитал последнюю новость: власти "светского" Айзербаджана арестовали и судят двух местных журналистов, которые якобы оскорбили в статьях пророка Мухаммеда. Им грозят большие сроки. Хорошо еще камнями не забили...

Xenia: Последние новости про ОПК: Москва. 17 ноября. ИНТЕРФАКС - Член Общественной палаты РФ, епископ Саратовский и Вольский Лонгин всецело поддерживает внесение в Госдуму законопроекта, предусматривающего обязательное преподавание "Основ православной культуры" на федеральном уровне. Он был внесен на рассмотрение госдумой 17 ноября. "Для нас вопрос о преподавании "Основ православной культуры" принципиальный. Церковь ставила его всегда и будет ставить дальше", - заявил владыка Лонгин "Интерфаксу". Он отметил, что сегодняшнее министерство образования - "это последний оплот воинствующего атеизма в нашей стране", поэтому, по словам епископа, развернулась "такая безудержная война" против "ОПК". "С одной стороны, это хорошо: люди были вынуждены снять маски, которые носили очень долгое время, и сейчас они бьются из последних сил", - заметил владыка. Он также назвал "последним криком отчаяния" представителей министерства образования недавнее внесение поправок в Госдуму, предполагающих ликвидацию регионального компонента учебной программы, в рамках которого во многих регионах преподаются религиозные предметы. Епископ Лонгин напомнил, что Общественная палата недавно рассмотрела вопрос о преподавании основ православия, и "результат обсуждения был положительным". "Но воцарилось полное молчание. Положительные выводы дискуссии были проигнорированы". Вот такие новости. А в министерстве образования не понять что творится. Фурсенко заявляет, что контролирует только 80% школьных учебников. Тем временем в учебнике по ОБЖ (обязательном для всех школьников - наших детей!) появился раздел «Основы репродуктивного здоровья подростков» с такими главами: «Влюбленность и эротика», «Беременность и подросток» и др. В частности детей учат (в обязательном порядке!): девушка, конечно, может пострадать от аборта, поскольку «парень может быть очень расстроен, напуган, растерян». Но «это не значит, что девушка приняла неправильное решение». Детей страшно отдавать в школу...

АН: Михаил, это кто же Вам сказал, что я никак не хочу принять Иегову из Ветхого Завета? :))) Я Их, честно говоря, вообще не разделяю - Иегову из Ветхого Завета и из Нового. В этом-то и интерес: Бог Один, а вон как по-разному о Нем написано в Священном писании! Есть о чем поразмыслить. А все-таки не любите Вы, Михаил, мусульман, а Иегова (из Нового Завета :)))) заповедал любить всех, вот! :))) Да что Азербайджан - вон в Европе сколько бились с этими бедными журналистами, якобы опорочившими пророка. И ничего: оправдали христиан! Знай наших! Вообще, конечно, тема серьезная. Не случайно католики каждый год вывешивают информацию о сотнях убитых миссионеров за год в разных странах мира. Не знаю, существуют ли подобные цифры о православных миссионерах (православные миссионеры, вы где? Ау!...), но факт остается фактом: во многих странах до сего дня опасно для жизни проповедовать Христа. И значительная часть этих стран имеет государственной религией ислам. Просто Вы ведь понимаете: есть ислам и ислам. Один - это то, что мы встречаем в Кондопоге, в Америке 11 сентября, в отношении погибающих миссионеров. А другой - тот, который учит знать и любить Единого Аллаха, молиться Ему и исполнять Его волю. Так вот у меня ощущение, что мои знакомые из Турции ближе к этому настоящему исламу и дальше от фундаментализма террористов. Ведь на самом деле у нас, православных, тоже есть православие и православие, если вдуматься, как Вам кажется?

АН: Да, Ксения, правда Ваша: ужас как страшно! А в мир выпускать - еще страшнее... Что же делать-то с детьми, как их уберечь от искушений и грехов этого мира? Одними ли уроками ОПК и рассказами о житиях святых? Что может наших детей в 15-16 лет удержать от аборта, а также от причин, его вызывающих? Что может остановить их поступать по своему хотению и разумению? Что нам делать, чтобы эти милые мальчики и девочки, столько лет ходившие с родителями за ручку в храм и читавшие на ночь Отче наш и В руце Твои и много что еще, потом не приняли в подворотне школы первую дозу? А на самом деле, к чему таки страсти? Намного ли лучше, если в старших классах школы они просто оставят всю эту "детскую религию", поймут, что главное в жизни - карьера, семья, хобби, все, что угодно, но только не Бог, о Котором они так много слышали в детстве... Мало ли Вы знаете таких ребят? К сожалению, у меня таких знакомых больше десятка, и если бы только у меня...

Виринея: АН пишет: Ведь на самом деле у нас, православных, тоже есть православие и православие, если вдуматься, как Вам кажется? АН, хочу поделиться с Вами одним случаем из своей жизни. Однажды мы ехали с батюшкой на семинар, дорога была длинной. Завязался разговор. Я, вся такая умудренная, рассказывала как "наставляла" одного человека, у которого, по моему разумению, в голове каша из всевозможных религиозных и оккультных воззрений. И вот я в свою речь бодро вставляла "А мы, православные... и т.д и т.п." Батюшка выслушал меня очень внимательно, но после моей пламенной речи говорить он стал не о том что я ожидала. Я-то думала, что он меня похвалит :), а он всего-то глубокомысленно изрек (дословно не помню, но смысл передаю): "Мы, православные... а если честно спросить себя: православный ли я? Получается ли у меня быть таковым. прежде чем я берусь поучать другого?..." Я прикусила язычок. С тех пор стараюсь почаще вспоминать об этом случае. Не знаю, поймете ли Вы меня...

Михаил: АН пишет: ...ближе к этому настоящему исламу и дальше от фундаментализма террористов. Ведь на самом деле у нас, православных, тоже есть православие и православие, если вдуматься, как Вам кажется? Согласен с Виринеей: трудно нам делить на православие и "православие", поскольку сами еще не понять точно кто... Хотя мозгами-то шевелить мы можем. Вот Вы взяли две пары ("настоящие" и фундаменталисты) от православных и мусульман и поставили знак равенства. Мол, у тех есть фундаменталисты, и у этих - одним миром мазаны. Хм... Давайте исходить из простой логики. Видите ли, если сравнить, чем отличаются исламские "фундаменталисты" от православных, то окажется, что у православных вообще нет фундаментализма, или же - все мусульмане суть фундаменталисты. Давайте сравним мусульман и православных в их крайностях. Мусульманин - отрезает голову неверному. Православный - обзывает мусульманина еретиком, "поганым" и, плюнув (хотя вряд ли) в его сторону, идет на пикет против жидо-масонского заговора и ИНН. Сравнили? Различие столь разительно, что я не понимаю, о каком "фундаментализме" Вы говорите. Православие и ислам - это разные религии, и эта разница явно проявляется в крайностях. А не наоборот, как Вы формально подходите: мол, крайности всегда сходятся. А вот не сходятся...

АН: Виринея, спасибо. Ну почему же не пойму :) У меня тоже как-то подобный случай был. В поезде разговорилась с соседом по купе, в какой-то момент он спросил: а Вы православная? Не получилась ответить иначе, чем: стараюсь ею быть. Вы правы: невозможно делить православных на "правильных" и "неправильных", все мы не без греха. Но все-таки нам очень важно знать свою веру, ее традицию на самой глубине, в самой сути. А в этом, конечно, помогает духовное образование, хорошее, качественное. У нас, к сожалению, не только проблема в церкви с нормальным православным образованием, но даже если оно есть у человека, то зачастую вызывает какое-то недоверие, скептицизм, а то и что похуже :) Вот наша полемика с Михаилом по поводу богословов ХХ века: насколько люди были верующие, прямо горящие своей верой. А вот - есть к ним это недоверие, ничего не поделаешь... Простите, если мои посты выглядят как поучение и морализаторство, честно говоря, мне бы хотелось совсем другого: чтобы наша жизнь христианская была бы миссией. Конечно, лучший способ миссионерствовать - любить друг друга, по слову Христа: чтобы другие, видя нашу любовь и добрые дела, восхваляли Отца нашего Небесного. Но иногда ведь бывают ситуации, когда и словом нужно свидетельствовать о Христе, не только жизнью. Согласна с Вашим батюшкой. Это известное дело: в миссии главное - не свидетельствовать о себе, а только - о Боге, о Христе. Тогда и до человека достучаться легче, согласны?

АН: Михаил, конечно, православие (точнее, здесь - христианство) и ислам - разные религии, мы опять с Вами сходимся во взглядах :))) Только (не устаю повторять) это не мешает нам верить в Одного Бога. Вот только с нас, христиан, спрос-то другой, а? Вы же сами говорите, что у мусульман - религия Закона. А мы? Мы знаем непонаслышке Откровение от Бога о Нем как о Любви, Свободе, Мире... Мы ведь призваны жить не только по Закону, но и по Евангелию. А когда известный анекдот происходит в нашей реальной жизни (как человек я его простил бы, но как православный дал ему в рожу), то сами понимаете: где уж тут христианство, где любовь и мир... Кстати, а что такое фундаментализм? Правда - можете дать определение сходу?

Михаил: АН пишет: Кстати, а что такое фундаментализм? Это что-то из строительно-архитектурного, спросите у специалистов :-) Этот термин придумали, как понимаю, совсем недавно, на Западе. Там мастера облекать всё в некие термины, незаметно меняя смысл самого предмета. Человек глубоко, до конца исповедует свою веру - вот он уже и "фундаменталист", заодно с Бен Ладаном, в Гуантамо его надо, в тюрьму для потенциальных террористов. Этот термин - "рабочий", придуманный для каких-то целей, целиком реальность он не отражает. А что Вы, АН, в посте к Виринее упрекаете меня, будто я богословов ХХ века представляю как не горячо верующих? Конечно, верующие, а Флоренский вообще подвижником и исповедником был. У нас речь-то шла не о том. Кстати, и Мережковский, и Гиппиус по своему тоже были очень верующими. Но только их богословие, особенно в то время, никому не нужно было, и даже отвлекало от дел веры, когда требовалось встать на защиту Православия от новых веяний. "Образование", даже "качественное" - на него не стоит молиться. Без глубинной, традиционной веры оно ничто, а может даже и во вред, поскольку создает иллюзию знания и дерзость обо всем судить, поучать других. Я как-то общался со стариком-старообрядцем, который даже Евангелие не все читал (некот. послания апостолов оставил на потом - пока, мол, рано мне, не дорос). Более умных людей я редко встречал, он судил обо всем вдумчиво и верно. Не читая "умных" книг, мог изложить богословские премудрости - как-то у него синтезировалось в уме содержание богослужебных текстов. Образованный это человек? А с иным кандидатом богословских наук (есть у меня пример) поговоришь и уходишь в ужасе - в каком мире он обитает? Изначальное недоверие (точнее, отношение как к "вынуженной мере") к богословским наукам происходит от того, что богословие и вправду - вынужденное дело. В идеале его не должно быть, а только Господь и предстояние Ему. Богословие появилось в результате борьбы с ересями и человеческим сомнением - в контексте этого его и следует понимать, не более.

Виринея: АН Согласна, АН. Только исходя из личного опыта скажу, что для этого, мне кажется, нужно иметь достаточно выдержки и терпения. Хорошо миссионерствовать среди неблизких людей, с которыми не связывают личные отношения. Откуда-то появляются мудрые, точные мысли. А иногда близкий человек скажет такую галиматью, что хочется сбежать :)… А нельзя… Надо по капле переубеждать… трудно… Своих силенок не хватает... Как Вам кажется нужно миссионерствовать среди близких знакомых? У которых вся наша жизнь на виду?...Извините, это я о наболевшем.



полная версия страницы