Форум » » Религия в школе » Ответить

Религия в школе

Андрей: Что сначала должно вводится в школах: "История религии" или "Основы Православия"?

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 5 6 All

max: Мне кажется, фундаментализм это вера без фундамента, в отличие от ортодоксии. И еще, если ортодоксия дарует свободу (внутреннюю свободу), то фундаментализм этой свободы лишает.

Михаил: Согласен, что фундаментализм (хотя что мы вкладываем в это понятие?) лишает свободы. Я так понимаю, что этим термином хотели обозначить следующее явление: берут ортодоксальное учение и закладывают его "фундаментом" для какой-то идеи, действий и пр. Или же не сами закладывают, а само учение, неверно понятое, поврежденное, становится фундаментом для разного рода экстремистских воззрений. Что касается ислама, то достаточно акцентировать на поздних сурах в Коране - и вот уже экстремизм. Коран внутренне противоречив, поскольку пророк вначале благовествует мир, а во второй период больше говорит о войне с неверными. Можно сказать, что и Евангелие противоречиво: в одном месте - "подставь щеку", в другом - "не мир я вам принес, но меч". Но эта противоречивость ОРГАНИЧНАЯ, она происходит от невозможности высказать истину линейно, и мы как бы смотрим на разные грани одного цельного камня. В Коране же противоречивость явно линейная, ИСТОРИЧЕСКАЯ - в один период пророк думал так, в другой, - кажется, его видение сместилось, затем спустя время появились продолжатели, которые добавили еще свое. Так что Коран в одном месте мирный, в другом - экстремистский, в третьем - призыв идти войной на неверных. Для "фундаментализма" - т.е. для использования ортодоксии "в военных целях" - почва благодатнейшая. И в любой момент мусульманин может показать Коран и сказать, что пророк призывал к миру.

max: Насколько я помню, фундаментализм как термин изначально появился в протестантизме. Это было движение дословного понимания писания, то есть писания превращались в закон. В этом смысле, как мне кажется, фундаментализм берет за фундамент вовсе не ортодоксальное учение, а как раз то, что в ортодоксальном учении фундаментом не является. Так в православии фундаментом является Христос. А в фундаментализме фундаментом может быть книга или обряд, например те же самые платки у женщин.


АН: Сама задала вопрос о фундаментализме, сама же с интересом стала искать на него ответ. Вот, например, интересная ссылка: http://portal-credo.ru/site/print.php?act=tv_reviews&id=66 Вот в чем опасность фундаментализма: когда христиане забывают о Христе и готовы сражаться за свои идеи вплоть до лжи, жестокости по отношению к детям и т.д. - это ненормально. Например, все, что я слышала на сегодняшний день о разгоне Марфо-Мариинской обители, заставляет просто приходить в ужас. И ведь ситуация открытая, эти бедные дети до сих пор мучаются, адвокатов избивают, а мы живем как ни в чем не бывало. Получается, что статья, которой уже три года, подтверждается фактами из сегодняшней жизни. Как вам это нравится?

АН: Виринея, а мне кажется, что невозможно по-настоящему миссионерствовать, если у тебя нет личных отношений с человеком или они не завязываются в момент знакомства, а потом не продолжаются всерьез. Не случайно же настоящие миссионеры просто приезжали в какую-то страну и годами там жили, а уже после этого начинали проповедовать Христа. Честно говоря, я не считаю миссионерской ситуацию, когда кто-нибудь приезжает куда-то в деревню, быстро всех крестит, а потом уезжает. И где тут миссия? Слышала, что в 19 веке за крещение каким-то северным народам наши псевдо-миссионеры предлагали что-то в подарок. Так эти северяне по несколько раз крестились ради подарков. Если честно, я не знаю, как миссионерствовать среди близких людей. Мне ужасно не хватает веры, огня, такой радости, чтобы можно было ею поделиться. У нас ведь очень распространено мнение о православных как людях ущербных, обиженных жизнью, несчастных, больных. Дескать, кто от хорошей жизни в церковь пойдет? И мне кажется, что наша миссия должна быть в... абсолютной адекватности, что ли :) Вот на прошлой неделе у нас в Питере была презентация книги сестры Иоанны Рейтлингер (по мнению специалистов - лучшей женщины-иконописца ХХ века). На ее иконы посмотришь - и хочется летать от радости. Столько в них силы, огня, радости! Вот это настоящая проповедь. Когда этого есть хоть немножко, то уже не страшно, что тебе скажет родной человек - лишь бы он специально не глумился, это, конечно, невозможно. А так - по ошибке, случайно, ну ответишь ему, как на самом деле... И переубеждать не станешь, только улыбнешься в ответ :) Только, к сожалению, не так часто на это хватает сил...

Виринея: АН, напишите, пожалуйста, название книги этой женщины-иконописца. Очень интересно стало. Вдруг когда-нибудь попадется... Абсолютная адекватность - это Вы хорошо сказали. Знаете, сейчас прочитала книгу "Скорби последних времен", а там есть удивительный эпизод про то, как человек может всю жизнь быть в ограде церкви и не построить храма в душе (глава про ложь). Главная мысль - лгать можно не только словом и делом, но и всем образом жизни...

Никита: Держаться корней, почитать отца своего и мать - вот и весь вам ответ. Лично я черпаю из этого. А всякие ахи и охи - это как у Достоевского, оторванный от земли огонь, пляшущий на потолке. Остановитесь, осмотритесь, просто встаньте на молитву. А рассуждения о лжи - это игрища, ничего доброго они вам не принесут.

АН: Виринея, книга так и называется: "Художественное наследие сестры Иоанны". Вышла в этом году в издательстве "Русский Путь". Это альбом ее работ, и там же дан рассказ о ее жизни. Никита пишет: Держаться корней, почитать отца своего и мать - вот и весь вам ответ. Никита, а на какой вопрос Вы так отвечаете? Не очень понятно... Ваши опасения по поводу ахов и охов разделяю: сама не люблю излишнюю экспрессию и эмоциональность. Но я не об охах и говорила, если Вы так среагировали на мои слова о сестре Иоанне. Все эти эмоции - вещь душевная, а то, что вера - это огонь - это вещь другая, неэмоциональная, духовная. Трудно это выразить словами, но Вы об этом же и писали, говоря, что можно встать на молитву. Конечно! А как эту молитву, как эту тишину, глубину и в то же время огонь и силу можно выразить в красках? У сестры Иоанны это получалось. Может быть, не всегда, но некоторые работы - это что-то! Никита пишет: А рассуждения о лжи - это игрища, ничего доброго они вам не принесут. А мне кажется, в том, что говорит Виринея, есть смысл. Это к тому же вопросу о соотношении формы и содержания, о котором Вы где-то упоминали. Если форма превалирует над содержанием - беда. А если за формой содержание вообще пропадает - то вот Вам и ложь в церковной ограде. Я в связи с этим о фарисеях подумала. Ведь они были очень приличные люди - учителя народа, уважаемые, авторитетные. Лучше других знали и исполняли Закон, который, как известно, от Бога. И тоже ждали Христа, м.б. даже больше других - уж кто, как не они, исполнял каждую заповедь, каждое правило, желая все делать по воле Божьей? И ведь они искренни были в своей вере. Почему же они не узнали Христа? Получается, что можно держаться корней, исполнять заповеди - а в самом главном ошибиться! Почему так?

Виринея: Никите. Знаете, сейчас время такое, что располагает к размышлениям о своей жизни. Пост как никак. Охи и ахи - зря Вы так. Плохо что кого-то соблазнили мои рассуждения, значит нужно сделать выводы.

Никита: Извините, может, грубовато получилось. Просто мне показалось. что Вы с АН как-то противопоставляете внутреннюю духовную жизнь "ограде церкви", обряду, Таинствам. "Охи и ахи" - это я имел в виду усиленное самокопание. Оно духовному человеку, конечно, нужно, но в этом сампогружении можно заблудиться, в рефлексии, то есть. Вы пишите: "человек может всю жизнь быть в ограде церкви и не построить храма в душе". Вроде бы все верно, но если акцентировать на этом, то опять же можно солгать. Если человек действительно находится в ограде церкви (а Вы явно это имели в виду), то причащается, исповедуется, соборно молится, и о нем тоже молятся. Он находится в Церкви, является частью Христовой. Может быть внутрення мистическая жизнь его не очень выразительна, но он в Церкви. И вот к нему подходят и справшивают: "А построил ли ты храм в душе?" Человек начинает искать в своей душе, где же у него там храм. С ужасом ничего похожего не находит. Что ж, раз нет храма, надо его строить... Идет он к батюшке: как мне храм построить? Тот: да вот же, у нас есть храм, ты исповедуйся, причащайся... Человек думает: да я и так исповедуюсь, нет, надо идти искать, кто мне поможет храм построить. А "строители" тут как тут - с разработанными духовными технологиями, которые каждому понятны и романтически-наукообразны, со "степенями посвящения" (агни йога), с разными строительными секретами. И. главное, они дают возможность тебе как бы САМОМУ воздвигнуть сие здание. Наверное, меня как раз это резануло в Ваших словах - "построил ли ТЫ". Да ничего человек сам не может. Но илюзия самости возможна - это когда бес помогает, искушая. С ним можно такой храм отгрохать - супербилдинг.

Виринея: Ну что ж... чтобы развеять недоумения, просто приведу отрывок из книги, натолкнувший меня на размышления, с которыми я поспешила поделиться: " ... Вера моего знакомого легка и радостна. Он может совершить все что угодно. Солгать и поклясться на иконе, что не лжет. Он способен на любое грехопадение, после которого сразу бежит в храм, и добрый батюшка отпускает ему все грехи и допускает до причастияю Он уверен, что вера именно такая: грешить и каяться, не вынося никаких уроков из покаяния. Ведь милосердие Господа безгранично..." Далее: " Можно проявлять показное рвение в служении Богу, молиться и поститься, и все же не быть признанным Господом. Когда мы произносим наши молитвы с самоуверенностью, когда мы не бодрствуем и не приводим наши действия в гармонию с нашими молитвами, мы не являемся верующими в глазах Неба... Важны две вещи: следование православному Преданию и жизнь, соответствующая ему. Если мы будем только умом своим знать, то мы уподобимся книжникам, описанным в Евангелии: они все понимали, однако же стали врагами Спасителя, ибо ничего не делали. Если мы будем жить праведной, как нам кажется, жизнью без руководства Священного Предания, то мы также можем заблудиться, потому что Предание содержит в себе и учение о праведной жизни".

Никита: Виринея цитирует: Солгать и поклясться на иконе... не вынося никаких уроков из покаяния Виринея, я думаю, этот человек, взятый за пример, не находится в ограде церкви - если понимать ее в обычном, духовном смысле. Он просто за забором церкви, то есть приходит в храм телом, а не душой. Не знаю, нужно ли ему "строить" свой "храм в душе", если он душой до обычного-то храма не дошел.

Виринея: Никите. Вот и порассуждали :)!

АН: :)))

Никита: А чего смешного? Объясните...

Виринея: Ничего смешного. Почему Вы так подумали? Просто дружелюбная эмоция.

Никита: Что-то я мнительный стал :) А где Михаил? Что там происходит на фронте ОПК?

dramba: Ну вы, пацаны, и флудеры! Честное слово, модератора на вас нет. Наболтали много, а о деле - по нулям. Един брат Никита поинтересовался сутью заголовка. А теперь вот и я нарисовался. Мда... Так о чем это я? Ага, сосредоточился. Мне хотелось бы знать мнение Михаила не о направление ОПК в школе, а какую-никакую примерную программу. Ведь приди в класс с ворохом правильных и занимательных словес, скорее всего налетишь на стену отчуждения. Ибо ты приперся со своими разумными-добрыми-вечными на суд поколения черепашек-нинзей и кинокомпании Privat. Есть ли реальные примеры потрудившихся? К ответу их! Делимся опытом, господа.

Михаил: Никита пишет: Что там происходит на фронте ОПК? В последнем номере газеты есть об этом ("Вода камень точит"). Похоже, будут продвигать на федеральном уровне некий не-конфессиональный курс "Культуры, этики и нравственности", и туда будут включать конфессиональные компоненты. Хотя это пока на уровне предложений. Что касается преподавания ОПК как регионального компонента, то Фурсенко, вроде, отступился от идеи законодательно запретить региональный компонент. То есть все осталось, как было. dramba пишет: Мне хотелось бы знать не о направление ОПК в школе, а какую-никакую примерную программу. Ведь приди в класс с ворохом правильных и занимательных словес, скорее всего налетишь на стену отчуждения Таких программ уже - море. В Карелии, например, издали свой учебник "Основы православной культуры в Карелии" - на местном материале. И правильно сделали - там столько много интересного. Я вот сам родом из Карелии, учился в местной школе, и не знал о существовании "карельского Ивана Сусанина" - он с риском для жизни завел поляков, не в болото, правда, а в смертельные пороги реки Выг. История интереснейшая, и я, школьник, у которого все детство связано с рекой Выг, с огромнейшим интересом послушал бы в классе эту почти приключенческую историю с православной моралью в конце. Также ничего я не знал о Соловках и удивительных святых, хотя в нашем городе Беломорске есть место, где стояла часовня и откуда Герман и Савватий на утлой лодчонке отправились через море на неведомый архипелаг. Не знал об их приключениях на острове (а там было много приключений), о том, как Герман поплыл обратно за припасами, а Савватий остался один-одинешенек на необитаемом острове. Как Герман все в той же келье у часовни (в моем родном городе! на месте рядом с городской баней, где я часто проходил и даже не догадывался) он умер. И как о своем друге на острове молился Савватий... Обо всем этом я узнал, когда уже был взрослым - и как сразу изменилось мое понимание неприветливого края, в котором вырос! И сколь досадно, что в детстве меня обокрали, не включив в школьную программу историю Православия в Карелии. Так вот - стопроцентно уверен, что нынешнему "поколению черепашек-нинзей и кинокомпании Privat", которые сейчас учатся в моей школе, все это будет интересно узнать. Сейчас они зачитываются Немецом - про разные приключения, там у него тоже "морали" хватает, но читают с удовольствием. Так что они достаточно восприимчивы, и не нужно ставить на них крест. Программ много, и чем их будет больше - с местным краеведческим уклоном, тем лучше. У каждого региона могут быть свои культурные отличия, и разнообразие можно только приветствовать. О конкретном опыте преподавания ничего сказать не могу, поскольку у нас в Коми ОПК нет, наш глава управления образования не пущает - не хочет ссориться со своим начальником Фурсенко. Даже православную гимназию в Сыктывкаре недавно закрыли из-за несоотвтетсвия правилам СЭС (помочь решить "проблемы", естествено, не захотели). Об опыте ОПК знаю только со слов разных людей да из интернета - зайдите на сайт ОПК Смоленской области. Хорошо, "вживую" знаю прекрасный вологодский опыт курса "Истоки" - но это не совсем ОПК. Хотя суть та же. Из того, что слышал, складывается впечатление, что проблем с "нинзями" на уроках ОПК вроде бы нет.

esk: dramba пишет: Честное слово, модератора на вас нет. Наболтали много, а о деле - по нулям.Наш форум - для общения. Убираю только то, что совсем не в тему.



полная версия страницы