Форум » » Отзыв на статью Туристы крестного хода » Ответить

Отзыв на статью Туристы крестного хода

ludnikovnn@mail.ru: Прочитал недавно в газете Вера статью иерея Игоря Дроздова, священника храма преподобного Серафима Саровского, что в городе Сосногорске, называлась она: «Туристы крестного хода», и как-то грустно мне стало, обидно за нас крестноходцев. Себя я наверно тоже могу причислить к этому почетному званию, поскольку был с крестным ходом на реке Великой шесть раз, с 2004 по 2009 годы принимал участие в этом великом православном действе. В настоящей православной России аналогов этому крестному ходу нет, ни по продолжительности, ни по количеству принимающих в нем участие людей, ни по «древности» его. Возник он в далеком четырнадцатом веке и вот уже свыше шести веков, исполняя Обет, данный Святителю Николаю, идут люди крестным ходом на реку Великую, место обретения иконы Святителя и обратно в Вятку, туда, где находилась и находится чудодейственная икона все эти годы. Почему же обидно и грустно мне стало? Из за того, что назвали нас туристами, конечно же нет, для того чтобы полнее высказать, озвучить мое состояние, считаю необходимым привести выдержки из статьи священника, третий раз «поучаствовавшего», как он сам говорит, в великорецком крестном ходе. С большинством его суждений трудно спорить, кажется, говорит батюшка правильные вещи, но какая-то безрадостная картина вырисовывается, после прочтения например таких строк: «…Или же отправляясь в шествие, человек пожелал устранить своего начальника, а его по дороге хватил инфаркт». Это сколько же ненависти надобно иметь, чтобы не полениться взять отпуск, добраться до Вятки, пройти вместе с крестноходцами почти двести километров и всю дорогу молиться Господу только об одном – об устранении начальника, паранойя какая-то, во всяком случае, ничего подобного от людей участвующих в крестном походе я не слышал, а общался я как журналист со многими людьми, разных возрастов и разного социального положения. Далее батюшка пишет: «Сейчас благодатное время. Время сеять: на камне или при дороге. Авось где прозябнет…». Но почему же сеять то только на камне или при дороге, а не в благодатном месте, в чистом поле, например? Следующей своей фразой, он спрашивает читателя или крестноходца: «…смог бы он один тайно пронести икону традиционным путем, вернуться и удалиться из Кирова так же неприметно, чтоб это нигде не было бы зафиксировано? Большинство бы не смогло…». Столь категорично утверждать за всех нас крестноходцев, наверное, по меньшей мере, неэтично и слишком самоуверенно. Сама постановка вопроса сродни такой: «А смог ли бы ты совершить подвиг Александра Матросова - закрыть амбразуру своей грудью? Ну разве кто либо из нас ответит на этот вопрос утвердительно. Наверняка большинство сегодняшних мальчишек, воевавших например, в Чечне и ценою собственной жизни, спасающих товарищей не смогло бы утвердительно ответить на этот вопрос, но когда оказалось надо, они встали на пути в десятки раз превосходящего противника и не позволили бандитам перейти перевал. Нет смысла мудрствовать сейчас на отвлеченные темы, изменится ситуация, тогда и посмотрим, кто чего стоит. Следующей фразой, батюшка вообще ставит меня в тупик: «Лишь человек способный с самоорганизации, сможет ответить на этот вопрос…». То есть на вопрос: а смог бы я тайно пронести икону? Совершенно непонятно причем здесь самоорганизация, к чему вообще вся эта фраза, какую смысловую нагрузку она несет, по моему здесь логичнее говорить о смелости человека, глубине его веры во Христа, а не о какой-то непонятной «самоорганизации». Следующий абзац батюшкиных мыслей мне придется привести полностью, не смотря на его величину, поскольку уж очень они на мой взгляд спорны: «…Сейчас ведь все просто – идет масса, а я в ней. И в этой массе до того много собеседников, что крестный ход превращается в некий клуб встреч с легким экстремальным оттенком, где все документально фиксируется на фото и видеоаппаратуру. Это вторая причина и, к сожалению, более значимая, по которой многие, шествуя, не столько прославляют угодника Божия, сколько себя, любимого. Идем ли мы несколько дней под дождем – мы восхищаемся собой, какие мы терпеливые, и все это видят! Месим ли ногами грязь – снова восхищаемся собой. В другом бы месте раздражались бы, но не тут. И даже угождение ближнему, в походных условиях пропитывается тщеславием…». Вот такой вот огромный абзац получился батюшкиных мыслей. Если честно, читать их горько. В крестном ходе Николенька Великорецкий сводит тебя с самыми разными людьми, причем происходит это отнюдь не случайно, новичку, обязательно встретиться опытный крестноходец, который поможет ему с ночлегом, поделиться последним глотком воды или краюхой хлеба, примеров этих множество. Беседы, монологи, диалоги, происходящие на протяжении крестного пути – это огромная школа жизни, где неопытные, быть может, еще не воцерковленные паломники, набираются опыта у более зрелых и духовно богатых людей. Не забуду, как помогали мне в первом моем путешествии на реку Великую кировчане Юрий и Наталья делились со мной продуктами питания, питьевой водой, помогли с ночлегом, который ой как непросто найти в маленьких деревнях на привале, когда десятки тысяч людей стремятся, как и ты устроиться на ночлег, имея крушу над головой и хоть какие-то удобства, чтобы попить горячего чаю, погреться у теплой печки, уснуть, наконец, на пару часов, не в чистом поле, под дождем, а на полу, у радушных хозяев, которые помимо тебя приняли и устроили уже человек двадцать таких же, как и ты бедолаг - крестноходцев. И примеров такой взаимопомощи я могу привести десятки и мои товарищи тоже. Как можно утверждать, что многие идут в крестный ход, чтобы восхищаться собой любимым, какое уж тут восхищение, когда никто не знает, дойдет ли он до следующего привала, до следующей ночевки, хватит ли сил и веры, чтобы перенести все тяготы этого неимоверно трудного православного путешествия. Что-то ни одного любующегося собой паломника я не встретил за все свои крестные ходы. Чем труднее идти, тем более одухотворенными становятся лица, особенно поражают лики детей, они как ангелы, безропотно и терпеливо переносят все тяготы путешествия, редко где услышишь детский плач, или капризы ребенка. Маленькие дети проникаются той особенной атмосферой, которая покрывает идущих по намоленному пути людей. Случайных личностей в Великорецкоп паломничестве очень немного и не они делают «погоду» в крестном ходе. Большинство верующих и неверующих – это отчаявшиеся люди, идущие в крестный ход с самыми сокровенными своими помыслами: кто-то – спасти любимое дите от пьянства и употребления наркотиков, кто-то, вымаливая здоровья своим близким, одним словом, стекаются сюда на реку Великую люди со своими скорбями и просьбами, свято веря, что Великий заступник и угодник Божий Николенька не бросит их в беде, поможет и защитит. Далее иерей Игорь Дроздов пишет: «Скорбно бывает видеть, как единая в своей массе река людей оказывается разобщена чуждым Церкви Христовой чувством себялюбия. Евангельское изречение – «Да будет все едино» - не находит подтверждения в этом движении людей. Казалось бы, условия кресного хода располагают к взаимному проникновению через служение ближнему, но, когда человек самодостаточен, ему нет нужды прибегать к помощи ближнего и нет необходимости в обратном движении навстречу нужде спутника…». Скорбно читать эти строки, строки духовного пастыря, который не разглядел в «массе людей» единого душевного порыва, духовного единения, паломнического братства, когда совершенно незнакомые люди помогают бабушке или женщине пройти трудный участок, берут на руки детей, впрягаются, везти больного или парализованного совершенно незнакомого человека, как это сделал, например ухтинец Михаил в 2005 году. Примеров христианской любви к ближнему такое множество в крестном ходе, что не увидеть их совершенно невозможно. «Злой человек видит только злое. Не хотелось бы, чтобы это отнесли ко мне, поэтому в завершение скажу о том, что из пережитого порадовало. В этом крестном ходе, как и в других, есть место благодати…». Отрадно, что батюшка, все таки, отметил и некие положительные моменты в своем крестном шествии, написав в конце своей статьи, что в крестном ходе все таки есть место благодати. В заключении я хотел бы сказать несколько слов относительно того, что же подвигло меня написать данную статью. Для меня Великорецкий крестный ход, как и для многих моих товарищей, стал бесконечно дорогим и близким, более того, большинство из нас живет сейчас от крестного хода до крестного хода. Первые полгода мы живем воспоминаниями о пережитом, вторые полгода начинаем готовиться к очередному крестному походу на реку Великую. Созваниваемся, переписываемся, общаемся в Интернете. Какое счастье жить тобой, Великорецкий Крестный ход, Идти твоими намоленными тропами, Из года в год проходя один и тот же маршрут, Каждый раз такой непохожий на предыдущий. Вдыхать аромат твоих лесов и полей, Печально созерцать разрушенные остовы некогда жилых домов, Умерших деревень. Уединяться в свои мысли, Полностью отрешившись от городской суеты, Которая пеленает тебя по рукам и ногам В беспокойном каменном мире. Только здесь, ты начинаешь с пронзительной ясностью понимать, Как мало надо человеку для счастья: Краюха хлеба, вовремя протянутого товарищем, Глоток чистой святой родниковой воды, Крыша над головой, Когда после долгого многокилометрового перехода тебя уже совсем не держат ноги, Молитва, которую ты произносишь здесь не всуе, не впопыхах, Как некое необходимое, но обременительное действо, А как единственное средство, способное помочь тебе дойти до очередного привала, Продержаться еще один день, этого нелегкого крестного пути, И быть может дойти до конца, исполнив Обет, данный нашими предками, Пронеся и свой крест, вымолив у Николеньки еще один год счастливой жизни – До очередного Крестного хода!

Ответов - 33, стр: 1 2 All



полная версия страницы