Форум » » Об одиночестве в православной церкви... » Ответить

Об одиночестве в православной церкви...

Рада 1: На мой взгляд, всё наше одиночество идёт от нашего маловерия...т.е. верить, конечно, вроде бы мы научились внешне: ходим на службы, читаем молитвы, но нет ДОВЕРИЯ к Господу, нет ДОВЕРИЯ к ближнему, которого Он нам послал...пока, увы, но мы более верим и доверяем себе, любимым:))) отсюда и один-ночество-ночь-ство... А можно ли всем доверять? И одиночество наше не такое уж одиночное, потому что рядом Господь... Интересно, что разные священники по-разному относились к моим словам о том, что не могу я всех любить...одни успокаивали мою совесть тем, что всех любить и нельзя...другие убеждали, что надо себя "бороть" и любить даже убийц и насильников (брррррр...совсем это не моё, каюсь). Наверное, православным пора определиться со своим отношением к миру: кто тот ближний, кого нам Господь заповедовал любить...первый встречный?

Ответов - 80, стр: 1 2 3 4 All

Рада 1: Вдохновение рождается в общении с Духом Святым...и тогда круг превращается в лестницу:)))))) Попробую развести понятия общения. Раскладывать всё по полочкам - это моё любимое занятие:))) Есть общение с Господом и тогда мы уходим в пустыню своего духа или поднимаемся на гору, как Моисей...это у кого как получается, здесь главное ты и Он...По-моему, там и получаем вдохновение, как в Адама, Вдохом Божиим входит в нас жизнь... Есть общение святых...это общение в раю среди святых. И там, конечно, и полное доверие и открытость во всём...и слияние родных душ на своей родине - в раю. Этого общения мы жаждем и ищем на нашей грешной земле, а если находим, то лишь краткий отблеск райского... Есть общение мирское...с разными людьми...которое может превратиться в многоглаголанье и пустословие. Приходское общение должно подниматься от мирского к райскому, а чтобы не скатиться в пустое, для этого и нужны дела на приходе, как якори на корабле, чтобы не унесло в говорильню, по сути, когда мы в Дивеево чистили вёдрами картошку и пели молитвы, не успевая даже спросить имя друг у дружки - это тоже было общение...многие лица тех женщин я помню до сих пор, как родных...

АН: Да, Рада, про говорильню трудно с Вами не согласиться :) И дела нужны обязательно. То, что Вы описали в предыдущем посте, мне очень нравится: сразу вспоминается послание ап. Павла, где он говорит, что каждый в Церкви - как член одного Тела, каждый призван исполнять свое служение. Правда, это здорово! И важно, чтобы в этом списке дел были и другие, не названные Вами: скажем, катехизация, миссионерские дела, помощь в получении духовного образования и т.д. Это ведь тоже очень нужно нашей церкви сегодня. А вот насчет общения святых - ну никак не могу с Вами согласиться :) Все же это выражение всегда означало вполне конкретную вещь: общение именно ныне живущих христиан, совсем не безгрешных, а святых в том смысле, в котором говорил тот же ап. Павел - т.е. верующих во Христа, живущих по вере. И мы призваны именно к общению святых - тут, в этом мире, сегодня. Чтобы слова Христа исполнялись: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Мы же не можем допустить, чтобы Его слово не исполнялось, как думаете?

max: Мне кажется, что на приходе (да и в не приходских общинах) различные благочестивые дела иногда становятся самоцелью. В них очень легко войти, ты как будто все время занят, ты нужен. Но вот только глубокого сердечного общения это не дает. Все это, на каком то внешнем уровне и кроме того не происходит и духовного роста. Мне кажется увлечение делами, хотя с одной стороны и сплачивает общину внешне, с другой стороны как раз и рождает подмену духовного душевным. А если общины еще нет, то внешние дела рождают ощущение самодостаточности, «у нас все есть, больше ничего не нужно». Мне кажется, что дела должны идти только от избытка сердца, только тогда эти дела смогут стать именно служениями.


АН: Ох, Max, какие глубокие вещи Вы говорите. Да, если вдуматься, не внешние вещи или даже самые хорошие дела помогают достигать глубины общения, но только Господь. Вот почему так не хочется после литургии разбегаться по домам? Ведь только что мы все вместе были у одной Чаши, только что Он нас всех принял в общение - какая радость, какая честь! Нам ли не знать, насколько мы недостойны, но Он нас принимает в Свой Мир и Радость, в Свою Церковь. Как же мы после этого можем отвернуться друг от друга? Разве что слов может не хватить для того, чтобы делиться этой радостью друг с другом. Вот вам и момент для братского общения, для того, чтобы именно сейчас встретиться друг с другом как с братьями и сестрами, поблагодарить Бога друг за друга. Не обязательно говорить именно "Спасибо" Богу, а вот так - делом, словом друг ко другу, участием, вниманием. Вы не думайте, я понимаю, что это очень трудно, но ведь нужно кому-то исполнять Евангелие?

Рада 1: АН пишет: А вот насчет общения святых - ну никак не могу с Вами согласиться :) Все же это выражение всегда означало вполне конкретную вещь: общение именно ныне живущих христиан, совсем не безгрешных, а святых в том смысле, в котором говорил тот же ап. Павел - т.е. верующих во Христа, живущих по вере АН, дорогая, простите мою слабость, но я приведу цитату:))) Это слова священника о. Владимира Глазычева о том понятии, на которое мы с вами немного иначе посмотрели: "Общение святых (собрание святых- в иной редакции) - общение Церкви небесной и земной , Церкви данной местности с Церковью соседней и c другими. Общение святых - это единство вероучения, жизни в Благодати, единство - во времени и вечности, единство Святой Трапезы. Иначе говоря - выражением "общение святых" исповедуется вера в Единую Церковь. " То есть мы должны помнить, что в Церкви общение идёт не только с ныне живущими верующими конкретного прихода, но и с прихожанами Небесной Церкви, к которой мы стремимся и откуда постоянно получаем помощь. Вряд ли нам будет полезно с вами смешать сейчас два таких понятия, как "святые" и "верующие", я, например, только ныне живущая верующая, причём очень ленивая и болтливая, поэтому вставать на одну ступеньку со святыми, которые мне так помогают в жизни, даже в вашем сообщении мне не хочется...:)))) Если разрешите ещё приведу пример настоящего общения святых. "В 1390 г. святитель Стефан Пермский путешествовал в Москву. Минуя обитель преп. Сергия Радонежского, он прочитал "Достойно есть" и издали поклонился в сторону обители, проговорив:"Мир тебе, духовный брат мой". Преп. Сергий сидел в это время с братией за трапезою. Вдруг он встал и, после краткой молитвы, сделал поклон к западу, сказав: "Радуйся и ты, пастырь Христова стада. И мир Божий да пребывет с тобой". Братия стала распрашивать преп. Сергия... И он объяснил: "В этот час епископ Стефан остановился напротив нашего монастыря, поклонился Св. Троице и благословил нас". Иноки поспешили на это место и еще застали там сопровождающих св. Стефана, которые и подтвердили сказанное. Память об этом духовном целовании святых до сих пор свято соблюдается в Троице-Сергиевой Лавре. "

Рада 1: max пишет: Мне кажется, что дела должны идти только от избытка сердца, только тогда эти дела смогут стать именно служениями. Да! Избыток сердца - это та любовь, без которой и горы сдвигать (дела), и на всех языках говорить (общение) - всё превращается в прах...Отдать не избыток сердца, а всё сердце Богу - это то, чему мы учимся в Церкви... Ангела-хранителя Вам!

АН: Рада 1 Рада, придется ответить Вам тем же :) Уже скоро будет опубликован круглый стол, благодаря которому мы выбрали тему об одиночестве. Вот что говорит там о. Виктор Максимовский http://gazetakifa.ru/content/view/32/: "Я бы хотел повторить то, что сказал Никита Алексеевич [Струве] о проблеме объективации духа. Советскому и постсоветскому человеку это известно под именем «системы». Нужно сказать, что это слово вошло в наш лексикон еще в синодальный период церковной истории, но очевидно, что эти проблемы не тогда возникли. Но чего искал о. Александр, как преодолевается эта объективация? Как преодолевается система, т.е. ложный двойник Церкви? Воплощением духа, т.е. воплощением церкви как общения. С Кем и в Ком мы имеем общение? Может быть, для меня лично - это главный вопрос, который ставил о. Александр, который, видимо, и стоит сейчас перед церковью. Это и противостоит объективации духа - его воплощение. Я тоже хотел бы вернуть ход нашего разговора к главной нашей теме - образу церкви, парадигме жизни церкви. Мы все хорошо помним Апостольский символ веры, в котором говорится, что Церковь есть общение святых, то есть общение служений, общение даров Духа. И вот, может быть, сегодня стоило бы нам, всем христианам и всем людям культуры - всем - искать этого. То, что выразила Нина Ивановна, скромно сказав при этом, что она - не церковный человек. Она сказала, по-моему, самую главную вещь: христианин должен помнить и исповедовать себе и ближнему: «Христос посреди нас!» И может быть, сейчас для нас нет более актуальной формулы выражения исповедания нашей веры в Церковь". Рада, скажите, а когда ап. Павел обращался в своих посланиях к христианам, называя их святыми, он что имел в виду? Как думаете, никто из них не был ни ленивым, ни болтливым? Т.е. были ли они безгрешными? Ведь они в тот момент тоже были ныне живущими. Это я не к тому гооврю, что я против общения с христианами, покинувшими этот мир. Наоборот, на мой взгляд настоящее общение с ними возможно настолько, насколько оно возможно с этими самыми ныне живущими. Что скажете?

max: Это, конечно, замечательно, когда есть радость после евхаристии, если есть этот избыток сердца, которым хочется поделиться. Только вот, к сожалению, это бывает не всегда. Конечно, на духовном уровне что-то происходит и это чувствуется, но душевной радости причастие подчас уже не приносит. А принцип - что нужно делиться радостью с братьями и сестрами остается. В результате получается какая-то игра или даже идеология. Может быть, здесь проблема в недостаточной Христоцентричности, то есть когда мы стремимся сблизиться с братьями и сестрами, забывая, что нужно сближаться с Христом, который и есть центр всякого общения (по авве Дорофею).

АН: Христос - центр жизни христианина не только по авве Дорофею :) А вот делиться радостью, когда нет радости, - тяжеловато, согласна. Я в этом смысле вообще - за свободу :) Правда, ну кто может принудить меня делать то, на что сейчас нет сил? Никто, и уж тем более это не нужно Богу, Который никого никогда не насилует, как Вам кажется? А вот с потерей радости - беда. Я знаю, о чем Вы говорите. Иногда думаю: если бы не мои братья-сестры, или бы не то, что наш батюшка часто делает что-то интересное, если бы не учеба в богословском вузе, которая, к сожалению, уже закончилась, то что было бы со мной? Не знаю... Не помню, писала ли я об этом на форуме: вот недавно мы съездили с друзьями за город. Сходили на службу, потом собрались у костра на поляне, подкрепились немного и заговорили о Евангелии, конкретно - о том, что значит "не покидать собрания своего". Конечно, мы могли поговорить об этом и в городе, например, прямо в храме после литургии, за чаем - почему нет? Но ведь можно иногда и не в храме, и не за чаем - а вот так. А в следующее воскресенье уже в храме был разговор, тоже довольно интересный - и об истории храма, о новомучениках, с чтением хороших стихов. Мораль такая: меня такие вещи радуют. Потому что это необычно, интересно, хорошо в конце концов. Где-то я недавно слышала: чтобы не унывать и не терять радость, нужно делать хорошо то, что ты делаешь, так, чтобы можно было за оконченное дело всерьез поблагодарить Бога. Костер костром, а я уже несколько недель пытаюсь перестроить жизнь в соответствии с этим принципом. Если честно, пока не очень получается, но хотя бы виден просвет :)

Рада 1: АН пишет: Рада, скажите, а когда ап. Павел обращался в своих посланиях к христианам, называя их святыми, он что имел в виду? Как думаете, никто из них не был ни ленивым, ни болтливым? Т.е. были ли они безгрешными? Ведь они в тот момент тоже были ныне живущими. Думаю, что Апостолу Павлу нужно верить, если он передавал привет святым из Эфеса - значит они действительно были святыми. Апостол Павел мог видеть воочию Духа Святого, помните, у него есть замечательные строки о том, что "вместе с нами всю дорогу шёл Дух Святой", поэтому святость, впрочем, как и грех христиан он очень хорошо мог увидеть...Мы же, к сожалению, таким зрением духовным не обладаем...себя-то сквозь мутное стекло и то с трудом не можем разглядеть, а душу другого тем более. Кстати, у Апостола Павла есть строки, которые посвящены и нашему, женскому общению:))) в церкви: ". 34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. 35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. 36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?"

АН: Рада, верно ли я поняла, что Вы считаете святость и безгрешность синонимами? Если да, то как Вы объясните следующее противоречие: ап. Павел называет христиан святыми, но в Священном же писании мы читаем, что "нет человека, который жил бы и не согрешил", кроме Иисуса Христа? Задавая этот вопрос, я полностью соглашаюсь с Вашим утверждением о том, что мы не можем не доверять апостолу. А по поводу женщин - это намек? Замолкаем и идем к братьям-мужьям? :)))

Рада 1: О святости, конечно, не мне рассуждать, но апостол Павел о понятиях "святость" и "безгрешность" говорил, как о синонимах: "... 18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. 19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. 20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. 22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. 23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. " Видите, апостол Павел говорит о святости как о полном освобождении от греха, то есть о победе над грехом в этой жизни...Борьба с грехом предполагает же наличие врага - своих грехов, иначе не за что было бы одаривать победителя в этой борьбе, поэтому после исповедания мы и причащаемся Святых Даров, не забывая, что за стенами Храма нас ждёт опять борьба, может быть, ещё труднее. Простите, но думаю, что и вы это знаете лучше меня и лучше меня можете об этом рассказать:))))))) Однако, кто же окончательно победит в этой нашей борьбе - мы или наши грехи - это выяснится только на Страшном Суде...Апостолу Павлу же было дано увидеть тех, которые уже победили. Знаете, мне часто вспоминается, как перед кончиной Серафим Саровский молил Богородицу о дивеевских монахинях, а Богородица сказала, что пятеро монахинь не смогут спастись...Представляете, жить и общаться рядом с Серафимом Саровским и погибнуть...что-то пропустить в себе, не понять и не увидеть себя в таком свете святости старца! Про братьев-мужей. К сожалению, таких счастливых женщин, которые могут дома образовываться духовно у мужей, увы, мало...но у нас есть интернет:)))) А в церкви, конечно, нам лучше больше молчать, молитва и богоугодные дела - это и будет наше участие в приходском общении...Знаете, нам ещё в университете на психологии говорили, что, если звучит мужской голос и женский, то мозг быстрее воспринимает информацию, которая передана женщиной, не воспринимая то, что говорит мужчина...Поэтому надо очень-очень осторожно применять своё физиологическое преимущество в общении, чтобы не навредить:)))

АН: Рада, ну почему же не Вам рассуждать о святости? Как раз Вам и рассуждать, и мне, и Maxy, и остальным. Ведь это нам с вами сказано: "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен". Так что все по адресу :))) Да, апостол говорит о святости как о полном освобождении от греха, но он говорит это всем христианам, а не специально только римской общине середины 1 в. н.э. П.ч. освободились они от греха - через крещение, значит - так же, как и мы с Вами. Вы ведь крещены, правда? О крещении написано чуть раньше того места, что Вы процитировали: "1Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. 2Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? 3Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? 4Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 5Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, 6зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; 7ибо умерший освободился от греха". Так что вопрос о том, чтобы не грешить, стоял перед римскими евреями 2000 лет назад так же, как сегодня перед нами. И у них была та же борьба с грехом и врагом, что и у нас. И называя христиан святыми, апостол в этом же послании просит их не воздавать злом за зло, не предаваться пьянству, сладострастию и распутству и т.д. Согласитесь, странно было бы такие призывы адресовать безгрешным людям. Так что мой вопрос о святости и безгрешности остается в силе :-)

max: Мне кажется, что проблема о названии современных христиан святыми, на самом деле сводится к осознанию собственной недостойности. Когда я только воцерковился, я услышал такое заманчивое предложение: «не считать себя ниже других, а считать других выше себя». Казалось бы одно и тоже. Но на самом деле второй вариант оказался неудачным в практическом плане. Он действует, только пока другие не совершают плохих поступков. А как только человек, которого ты ставил выше себя, падает, происходит либо обида (как же так я ведь тебя так ценил) либо надмевание. Метод считать себя ниже других более надежный, всегда можно найти в себе недостатки, которые задевают тебя в других людях.

АН: Max, все-таки почитать других выше себя - апостольский принцип. А где в Священном писании говорится о том, что следует себя считать ниже других? Я, конечно, понимаю, что тот же ап. Павел говорит: кто до какого правила достиг, тот по тому и живи. Но все-таки сам он в своих размышлениях опирался на Слово Божье и, надо думать, правила, по которым следует жить, брал оттуда же. Осознание собственного недостоинства вещь сама по себе неплохая. Только бы она не служила самооправданием собственного ничегонеделания: дескать, я такой грешный, что чего уж мне пытаться что-то делать в церкви, мне бы как-нибудь дотянуть до Второго пришествия тут, в уголочке :))) Не знаю, как Вам, а мне приходилось встречать подобные вещи не то чтобы даже в других, а скорее... в общем, догадайтесь :) И все-таки, не хотелось бы быть понятой превратно. Вопрос: почему ап. Павел называл христиан святыми притом, что он был трезвенным человеком и прекрасно видел грехи и недостатки тех людей, к которым обращался?

Рада 1: АН, простите, у меня нет богословского образования...всё более урывками образовываюсь, поэтому не могли бы вы привести то место послания ап.Павла, в котором прямо говорится о том, что ВСЕ христиане святые...Пока я нашла только приветы святым, живущим в тех или иных конкретных городах в одно время с ап. Павлом... Приведённые же ваши цитаты меня совсем не убедили, потому что АН пишет: "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен". Это не подтверждение нашей святости, а путь, который нам указан Господом и который нами ещё не пройден...там же не сказано, что вы уже совершенны, а только призыв идти по этому узкому и трудному пути. АН пишет: . П.ч. освободились они от греха - через крещение, значит - так же, как и мы с Вами. Вы ведь крещены, правда? Да, крещением мы освободились от греха, но только от греха первородного, а далее, скажу только за себя, научившись ходить и главное - говорить , я насобирала уже своих собственных грехов целый мешок, и ап. Павел призывает особождаться уже от этих мешков, потому что мы должны встретиться с Христом налегке и в чистых одеждах "5Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения" . Апостол Павел указывает ВСЕМ нам путь к спасению, но ничего не говорит о моей святости:))))

Рада 1: Уверена, что этот рассказ совсем не кстати, но почему-то в споре о нашей "святости":))) этот эпизод высвечивается в моей памяти навязчиво и беспрерывно...Поэтому попробую от него освободиться, авось и пригодится кому-нибудь:))) Крещена я была в 9 месяцев и хотя мне никто не верит, помню своё Крещение...помню и всё...ну, а потом началось моё даже не атеистическое, а такое бездумно-младенческое состояние души...вот в такую бездумную пору своей жизни ради развлечения с одним из друзей мы, пара очень молодых и глупых людей, по приглашению главного баптиста, попали на собрание баптистов, если я не ошибаюсь, по-моему, это были баптисты... Вначале мне даже понравились они...такие чистенькие, вежливые, улыбчивые и заботливые люди выходили на настоящую трибуну и что-то там читали по бумажкам, рассказывая, как они поняли то или иное место Библии...я мало что понимала и скучала, развлекаясь тем, что после каждого выступления все вставали и что-то вдохновенно пели...Мне всё больше это напоминало то комсомольское собрание, с которого мы сбежали с другом...Пока на трибуну не взбежал чистенький в галстуке с лицом комсомольского лидера юноша и не начал радостно говорить, что "спасёмся только мы", имея в виду... только присутствующих на этом собрании, а те, кто остался за стенами этого дома, будут "мучиться, гореть, скрежетать зубами и т.д." Смотрела в окно и видела, как на детской площадке играют дети, радостно крича, сидят на скамейке бабушки, гуляют пары...а в зале сидели уже не добренькие и сладенькие люди, а самодовольные и высокомерные сектанты, радостно кивая головой друг другу, мол да-да только мы и спасёмся. И тогда поняла, что они лгут, на самом деле Господь милостив и пришёл в этот мир, чтобы спасти ВСЕХ и Он любит ВСЕХ в отличие от этих сектантов, которые любят только себя... АН, неужели вы себя, верующую и крещёную, сможете назвать святой?

АН: Да, Рада, что-то мы с Вами разгорячились :))) Не иначе, как сказывается жаркая летняя погода :) Да не могу, не могу я назвать себя святой :) Но ведь слова апостола должны же для нас иметь какой-то конкретный смысл! Разве нет?

Рада 1: Рада вам, АН:)))) Предлагаю всё-таки поискать этот конкретный смысл в конкретных цитатах из ап.Павла...Там наверху в ещё одном моём ответе вам я что-то попыталась поискать, но пока нашла только приветы святым, проживающим в конкретных городах в одно время с апостолом...в Сыктывкар ап. Павел точно никаких приветов не передавал:))))) Приведите, пожалуйста, точную цитату, в которой апостол говорит об общении святых.

Рада 1: Да, поднимать иного ближнего можно надорваться, так он для нас тяжел...:))))



полная версия страницы