Форум » » Служение и активизм. » Ответить

Служение и активизм.

max: По словам митрополита Антония Сурожского, христианское служение должно быть без активизма. Только как этого достичь? Усиливаешь служение, сваливаешься в активизм, а убираешь активизм, ослабевает служение.

Ответов - 76 новых, стр: 1 2 3 4 All

Рада 1: Ох, в таких случаях всегда нужен взгляд со стороны любящего и заботливого о твоей душе духовника и врача...по-моему, так.

Евгений: Видимо, митр. Антоний имел ввиду, что служение Богу должно быть как воздух: ты им дышишь и не замечаешь этого. Воздуха в легких никогда не бывает ни много, ни мало - а естественно столько, сколько нужно. Есть, правда, разные йоги задержки дыхания и проч. - вот это уже лишнее. Если служить, как дышать, то никогда не получится по своему разумению то "усиливать служение", то "ослабевать". А все будет так, как Бог дает. Простите меня, грешного.

max: На самом деле вопрос более сложный. Очень часто нас православных упрекают в том, что мы мало служим, и некоторые даже уходят к баптистам потому что, мол, у них настоящее дело. С другой стороны, когда сталкиваешься с теми православными, которые очень увлечены своим служением, становится не по себе.


Дмитрий: Становится не по себе - потому, что любое изолированное от народа действие у нас, русских, воспринимается как сектантство. Наш менталитет сложился за века, в течение которых русский народ был един, православен, и каждое дело делалось всем миром - без особого "напряга", потому что нас было много. В ту пору шибко активные воспринимались как выскочки (что естественно) , изолированная кучка людей с горящими глазами вызывала недоверие и вполне оправданное опасение. Таким "активистам" был прямой путь в подвал к дознавателю с дыбой... Нынче мы уже не можем полагаться на единство народа, приходится сбиваться в кучки, но менталитет-то прежний.

Рада 1: Дмитрий пишет: Нынче мы уже не можем полагаться на единство народа, приходится сбиваться в кучки, но менталитет-то прежний. В кучки, по-моему, сбиваются как раз непонятые народом сектанты, а наша вера всегда была и будет народной... и чем более мы сбиваемся в кучки "праведников", тем больше смешим народ. Просто в тему о рменталитете русского народа....вчера прочитала статью Розанова 1902 г. о народных чтениях, представляете, в Петербурге священник Павлов в манеже собирал на свои беседы о вере толпы простых людей...Розанов удивлён тем, что каждую неделю со всех питерских фабрик и окрестных деревень стекался простой люд послушать простые проповеди в таком количестве, что манеж был переполнен...и священнику приходилось кричать во весь голос свои речи на холоде около полутора часа. Причём, как отмечает Розанов, батюшка ничего нового не говорил, просто рассказывал о Писании. В заключение Розанов делает очень интересный вывод, что эту жажду народа простых слов о Христе, к сожалению, насыщает только один питерский православный священник, а остальные после службы просто расходятся домой...поэтому так активно развиваются секты, которые сами идут в народ. Добавим, что и народовольцы, и большевики все использовали эту жажду народа в ответах на исконно русский вопрос в чём смысл жизни...

Дмитрий: Рада 1 пишет: и чем более мы сбиваемся в кучки "праведников"... Речь не о праведниках (упаси Господь себя к ним причислять), а о делателях - миссионерах, просветителях, храмостроителях, сестрах и братьях милосердия в больницах и др. Поэтому пример с о.Павлом, праведным священником, не совсем к месту. Речь о нас, простых мирянах. Так вот. Есть у меня знакомые в одном поселке, которые храм строят. Они и вправду "сбились в кучку", а остальные жители смотрят на них как на блаженных. Что, в принципе, нормально - если считать это временным явлением. Есть надежда, что со временем люди побвыкнут и храм станет всенародным делом. Так и должно быть. Сложнее, скажем, с "просветителями" - столько всяких общественно-просветительских организаций повозникало, некоторые соперничают и даже грызутся между собой. Сужу по Питеру и Москве. Хотя, наверное, это тоже все временно. Вы, Рада, пишите о своем почему-то в форме реплики на мою мысль. Вы хоть бы вникали в посты, чтобы отвечать адекватно. Я пишу о конфликте между православным менталитетом народности, оставшимся нам от предков, и нынешней реальностью. Согласитесь, такая проблема есть. Внешне она как бы решается, с помощью СМИ у нас в стране возникла такая аура всенародной православности, Рождество, Пасху всем миром отмечаем. Но насколько это серьезно? Хотя время покажет... Сейчас для единства России много делают местные батюшки - незаметно, скромно служащие в тысячах сел и городов. Может нам и не стоит отказываться от менталитета народности, и не спешить "сбиваться в кучки" и уходить в "катакомбы".

Рада 1: Дмитрий пишет: . Вы хоть бы вникали в посты, чтобы отвечать адекватно Ну, не судите строго...я ведь стараюсь вникать, да по глупости, не получается:))) Вот дознаватель ваш с дыбой из первого поста - это куда? В менталитет русского народа? Или в реальность, которая противоречие менталитету? Пожалуй, такие умные мысли про менталитеты не для меня:))))

max: «Становится не по себе» - так как возникает ощущение, что данное служение (активизм) уже и не служение ради Христа, а какое то действие ради совсем других целей. Хотя внешне кажется все правильным, да и дело само полезное, но что-то в этом не церковное, не православное.

Рада 1: max пишет: что-то в этом не церковное, не православное. Осталось только найти критерий, как отличать "что-то не церковное и не православное" от "чего-то церковного и православного":))) Я думала вы о себе хотите поговорить, помощи просите разобраться, а вы нам других предлагаете осудить.

Дмитрий: max пишет: возникает ощущение, что данное служение (активизм) уже и не служение ради Христа, а какое то действие ради совсем других целей Кажется, теперь понял, о чем Вы... С православным деланием, как и с любым другим, может сочетаться что угодно. Можно даже "карьеру" сделать, стать известным в своем городе и даже во всей стране, потешить сознание своей значимости. Это с одной стороны. С другой, - занимаясь делами церковными, можно как бы и отдалиться от церкви. Например, вращаясь в неформальном кругу священников, потом сложно им исповедоваться - запанибратство мешает. Я думаю, такие искусы неизбежны. В том числе такой, когда христианское служение воспринимаешь как работу. Позавтракал, прогудел фабричный гудок - и пошел Богу служить как на завод. А почему бы и нет? Что значит "христианское служение"? Этакий подвиг вроде побиения дракона св. Георгием? Но дракона-то, каким его рисуют на иконах, вроде не было на самом деле? Это же образ. Дракон-то был, но без чешуи и пламени - очень обыденный и даже, может, скучный как нынешний чиновник из мэрииРада 1 пишет: Вот дознаватель ваш с дыбой из первого поста - это куда? В менталитет русского народа? Вы как-то все дробите... Понятно же, что я привел пример из позднего средневековья. И что вы имеете против дыбы? Не понимаю... Сейчас - ОМОН с дубинками, тогда - тайный приказ с пыточными камерами. У каждого времени своя экзотика. На Руси даже было гуманнее, посмотрите, как в Европе поступали с "кучками людей с горящими глазами". Если бы не эти жесткие законы (вполне оправданные для человеческих нравов той поры), страшно представить, что бы стало... Когда читаешь об ересях рубежа Средних веков и Возрождения, волосы дыбом. К нам случайно из той Европы попало трое жидовствующих, так в считанные месяцы их ученики-священники уже безобразили в алтарях (об их кощунствах даже упоминать не хочется), а некоторые - были уже у царского трона и посягали на митрополичью власть. Только каленым железом, в пыточной, и удалось все раскрыть... Это - не менталитет, это просто другие времена. О темпора, о морэс.

Рада 1: Дмитрий пишет: Только каленым железом, в пыточной, и удалось все раскрыть... Это - не менталитет, это просто другие времена Наверное, у меня с вами, Дмитрий совсем разные менталитеты:))) Мне очень сложно понять, как можно говорить о пользе пыток калёным железом. Жуть! И совершенно зря вы пытаетесь эти "нравы" отодвинуть в прошлые времена. История "раскрытия правды" под пытками в нашей стране имеет очень свежие пятна, ещё и век не минул после признаний сталинских "врагов народа". Нда...наверное, я живу в том северном ссыльном мученическом краю, где истории наших семей ещё болят от пыток, поэтому мне сложно понять оправдание и этих ваших дыб из средневековья, и современных нравов, когда по ТВ в новостях все смотрят на реальную казнь Хусейна.

Дмитрий: О Хусейне я ничего не говорил. Он - наш современник. Впрочем, он жил на востоке, не европеец, не христианин, и у них там другая мораль - не будем его касаться. Другое дело средние века в Европе. Дыбу я не оправдываю, как могли заметить, а просто спокойно говорю о прошлом, точнее, о том, что надо делать поправку на времена и нравы. Если бы Вы жили в ту пору, то иначе бы все воспринимали.

Дмитрий: Да... добавлю. Надо различать мораль и нравы (бытовые и государственные обычаи). У нас в средневековье нормально относились к методам судебно-правовой системы, и в то же время не терпели слепой жестокости, считали это аморальным. Первыми святыми были страстотерпцы, несправедливо убитые. А случай с ослеплением по приказу князя - Русь вздрогнула и осудиала этого князя... Суровость времени и милосердие сочетались.

max: Рада 1 пишет: Я думала вы о себе хотите поговорить, помощи просите разобраться, а вы нам других предлагаете осудить. Если бы этой проблемы (активизма) не было и во мне, то я бы не стал поднимать эту тему. А церковное или не церковное, как мне кажется, можно отличить по тому, что стоит в центре. Если в центре дела Христос, то такое дело церковное.

Рада 1: max пишет: Если в центре дела Христос, то такое дело церковное. Может Вы, конечно, и правы, потому, как у меня никакого служения нет, живу, как трава, поэтому и проблем таких нет... Ленивая и болтливая, служу только своему директору да семье, на большее не хватает меня:(((( Господи, прости! Но интонация вот этой вашей фразы очень уж напоминает мне разные высказывания тех, кто не любит ходить в церкви...Вот моя хорошая знакомая из секции Сауляк, уже ослепшая и умиравшая, что-то такое мне зло говорила на мои предложения позвать священника о том, что с ними-сауляками Христос, а не со священниками, поэтому они-сауляки и есть настоящая церковь...потом, правда, перед концом своим Слава Богу! исповедалась и причастилась, дала мне возможность помянуть её по-человечески, и снится очень хорошо и светло (ох, опять я не адекватна, наверное:)))а сколько верующих в то, что если Христос у них в рёбрах, то можно и дальше лежать перед ТВ:)))

Рада 1: Дмитрий пишет: О Хусейне я ничего не говорил. Он - наш современник. Впрочем, он жил на востоке, не европеец, не христианин, и у них там другая мораль - не будем его касаться. [/quoteз По вашему, раз вешают ненашего человека, да ещё и современника на глазах всего мира, то и забудем...как очередную бяку из ТВ, это их нравы и мораль? Просто меня впечатлило, как человек достойно и спокойно смерть принял...до казни я его считала банальным диктатором-сумасбродом, а теперь увидела его веру...мне бы, Господь, дал таких сил перед концом. Ну, ладно, поговорим лучше о нашем российском менталитете, который спрятан где-то в железном сундуке и зарыт глубоко в веках, причём охраняет этот менталитет страшный дракон-серый чиновник...А вы помните, эту сказку, Дмитрий, там ведь Иван-Царевич пока дошёл до сундука, он ведь всех жалел.. и медвею помог, и рыбе помог, и птицу выручил, (думаю, что и мимо казни Хусейна не прошёл бы мимо) а потом ему всем миром и помогли дракона убить. То есть без мира никакого служения у кучек не получится, правда?

Дмитрий: Рада 1 пишет: То есть без мира никакого служения у кучек не получится, правда? Про Ивана Царевича ничего не понял, да ладно... Нет, Рада, у "кучек" как раз-то и получится. "Там где трое или двое соберутся во Имя Мое..." В первые века христианства существовали только маленькие общины. Всего 15-20 лет назад у нас было почти то же самое - маленькие общины, в основном из женщин, и кучки христиан-интеллигентов в городах. И в то же время ментальность общенародной церковности (хотя какая уж тут общенародная?!) у этих кучек сохранялась. Что говорить, даже в эмиграции, откуда Россия казалась богоборческой, покорившейся комиссарам, Ильин писал о народе-богоносце. Этого народа не было - а он писал о нем как о реальности. Было противоречие между реальностью и промыслом о России. И получается, что этот промысел - еще большая реальность, чем суеминутная жизнь. Может когда-нибудь Россия снова станет единым православным народом, раз сохраняется ментальная воля к этому. Но сейчас картина другая - настоящими, деятельными христианами остаются лишь единицы. И вот кто-то из них, как max, начинает сомневаться: а чего это я больше всех активничаю? Вроде, в православной стране живу, как-то нехорошо выделяться. Борюсь тут как партизан на оккупированной территории, а я же в православной стране живу, вон, даже Президент в церковь ходит! Но дело-то как раз в том, что мы действительно оккупированы (в головах, в мыслях), а "всеправославность русских" - это не сеюминутная реальность, а только предназначенность. Мы сознаем себя всеправославным народом в прошлом и в будущем, но в настоящем мы - кучки и единицы. И вот эти кучки с сознанием всеправославности должны ее самую и утверждать, чтобы она стала настоящей реальностью. Так, несколько замысловато на словах, но просто на деле, и решается это противоречие между нашим идеалом общенародности и необходимостью "активничать" в одиночку без поддержки окружающих. Не запутал я вас, поняли, о чем толкую-то? :)

Дмитрий: Рада 1 пишет: По вашему, раз вешают ненашего человека, да ещё и современника... то и забудем? Повесили Хусейна сами же иракцы - шииты. Также ими же, иракцами, предлагалось отрубить ему голову - это у них так принято. Европейцу в их разборки не стоит лезть. Если бы "белый человек" (Буш, США) туда не полез, то вообще бы не было казни Хусейна, а продолжался бы их средневековый уклад - казнил бы других (по своим понятиям) сам Хусейн. Понимаете, возмущаться конкретной практикой феодального государства бессмысленно. "Возмущаться" надо фактом самого феодализма в ХХI веке. Но если он есть и мы с ним миримся, вмешиваться в частности их общественного устройства чревато еще большими трагедиями. Они ведь там сами как-то внутри организуются по своим законам, внешнее вмешательство - и будет кровавый хаос. Что мы в Ираке и видим.

Рада 1: ] Нда…я тут ещё с подозрением на ваш «менталитет русского народа» смотрю…брать или не брать, а вы мне «идеал общенародности» подкидываете, да «всеправославностью русских» всё это намазываете и сверху посыпаете «ментальной волей». Это мне точно не переварить:))) Скучно, наверное, вам, Дмитрий, со мной, глупой, разговаривать, но как вы отличаете в этой толпе с ментальной волей вот эти единицы настоящих деятельных христиан? Потому что многие мои знакомые, которых я очень уважала во время своего неофитства за большую деятельность на благо церкви, теперь почти все или отлучены, или в сектах - в общем, теперь деятельны в других местах…И, по-моему, макс это имел в виду, а не свои "партизанские действия" :))) Дмитрий пишет: Что мы в Ираке и видим.[/quote Не знаю, кто там, что в Ираке видит, а я увидела человека, которого казнят, и нехорошо из этого делать шоу на ТВ. Плохо, что мы, православные, на это посмотрели и промолчали...Придуманные боевики и акшн с томатным соком всё чаще становятся документальными. Наверное, мы становимся похожими на римлян в цирках со львами, разрывающими людей:(((

max: Похоже, чем больше пытаюсь объяснить, тем больше запутываю. Термин «активизм» я взял из книги митрополита Антония Сурожского «Человек перед Богом». Там есть статья «Созерцание и деятельность» в которой говорится: «В этом отношении мы должны быть очень осторожны, когда думаем о христианской деятельности как о такой деятельности, которая целесообразна, планомерна, успешна, которая обращена к определенной цели и ее достигает, которая так проводится, что венчается успехом. Это не значит, что успех, планомерность, целесообразность не соответствуют христианской деятельности, но не в них сущность христианского момента, Христова момента в деятельности» и еще «характерная черта христианского действования – не активизм, а то, что кроме христианина никто не может быть посредником, проводником прямого Божественного вмешательства». К сожалению в нашей реальной жизни это получается не так. Мне кажется одним из признаков активизма является погоня за показателями, например «в прошлом году мы собрали такую-то сумму на подарки сиротам, а в этом на столько-то больше» или «в прошлом квартале наш приход совершил паломничество, а в этом еще нет» и так далее.



полная версия страницы