Форум » » поведь неофита » Ответить

поведь неофита

ludnikovnn@mail.ru: Исповедь неофита. Без церкви нет спасения. Житие священномученика Иллариона, архиепископа Верейского. Недавно, по провидению Господнему попалась мне в руки замечательная книга, священномученика Илариона, называется она – «Без церкви нет спасения». Она потрясла меня до глубины души. И хотя написана книга почти 100 лет назад и сегодня, мысли, заложенные в ней, звучат очень актуально. Читая, эту удивительно светлую книгу, я постоянно открывал для себя что-то новое, сокровенное. Автор, писавший ее, был удивительно молод, погиб он в застенках НКВД в возрасте 43 лет 15(28) декабря 1929 года. В тяжелейшее для страны и Православной Церкви время он поднял свой голос в защиту национальных святынь, став ближайшим помощником патриарха Всея Руси Тихона. В чем же заслуга священномученика, почему он был так опасен для богоборческой власти, почему она стремилась всеми силами изолировать его от прихожан. Сначала несколько слов о его биографии. Она тоже неординарная, у этого светлого человека. Священномученика Илларион (в миру, Владимир Алексеевич Троицкий) родился в 1886 году в селе Липицы Каширского уезда Московской губернии в семье священника. Его дед о. Петр Троицкий, отец, а в последствии и брат служили в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Блестяще окончив Тульское Духовное училище, а затем Тульскую семинарию, в 1906 году он поступил в Московскую Духовную Академию. За время учения в Академии он был награжден премиями митрополита Московского Макария и митрополита Московского Иосифа. Окончив Академию со степенью кандидата богословия, В.А. Троицкий был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата. В 1913 году, 28 марта, в скиту Параклит, епископом Никоном (Рождественским), Владимир был пострижен в монашество с наречением имени Иларион. В апреле 1913 года он был рукоположен во иеромонаха и определен исполняющим должность доцента Московской Духовной Академии, а 30 мая назначен инспектором Академии с возведением в сан архимандрита. 3 декабря того же года утвержден в звании экстраординарного профессора Священного Писания Нового Завета. В июне 1923 года Владыка Иларион был возведен в сан архиепископа. Святитель Тихон включает владыку в состав действовавшего при нем Временного Патриаршего Синода. Труды священномученика Иллариона чрезвычайно актуальны в наше время, когда столько сект и ересей существуют в окружающем мире, когда безбожие стало нормой жизни, когда разврат и порок грязным потоком льется изо всех информационных отверстий. Прочитав житие священномученика Иллариона, я нашел для себя ответы на многие, мучившие меня вопросы. Будучи, человеком не искушенным, неопытным, в вопросах веры, в вопросах православия, я с каким то особенным благоговением читал и перечитывал его мысли. Впечатление от прочитанного было настолько сильным, что я решил поделиться своими мыслями с прихожанами нашей церкви, Покрова Пресвятой Богородицы, с Вами, дорогие мои читатели. Предлагаю Вашему вниманию исповедь неофита. Да не судите меня строго, за мой, порой, излишний максимализм. Разговаривая с людьми, я постоянно слышу одну и ту же фразу: «Да я верю в Бога, но в церковь не хожу, нечего мне там делать, Бог у меня в душе. Мне не нужна исповедь, я не буду исповедоваться перед батюшкой, который грешит больше меня…». Порой я не мог найти нужных слов, чтобы доказать им их неправоту. Не хватало специальных знаний и эрудиции. Читая книгу священномученика, я нашел ответы на многие мучившие меня вопросы. И те мысли, правильно сформулировать которые я не мог, я встретил у него, облеченные в прекрасную литературную форму. Много моих знакомых и сослуживцев считают Господа нашего Иисуса Христа одним из пророков, приравнивая его к Будде или Мухаммеду. Архиепископ Иларион убедительно опровергает это заблуждение: «Христианская Церковь с величайшим напряжением своих богословских сил отстаивала ту великую религиозную истину, что Христос есть воплотившийся на земле Единородный Сын Божий, Единосущный Богу Отцу. За эту истину подвизались до крови величайшие отцы Церкви. Здесь они не уступали врагам ни одной пяди. Очень много в своей книге священномученик Иларион уделил борьбе Православной Церкви против ересей, особенно против ереси Ария. Почему ариане встретили такой решительный отпор, что св. Афанасий Великий, этот столп Церкви Христовой, отказывал им в названии «христиан»? Это была борьба двух до крайности противоположных воззрений на Христа, - мистически-религиозного, в котором Он являлся источником жизни, спасения, бессмертия и обожения, и рационалистического, где Христос представлялся лишь обожествленным Учителем и нормальным примером для своих последователей. Вопрос шел, в сущности, о том, останется ли в будущем христианство религией со всей совокупностью его светлых верований и мистических упований или оно разрешится в простую философию с религиозным оттенком, каких немало было в то время. На первом вселенском соборе противоборство с еретиками было настолько острым, что святитель Николай, будучи в то время архиепископом Мирликийским, во время полемики, не выдержав богохульных речей Ария, ударил его по щеке. Можно сказать, что и тогда Церковь отстаивала единосущие с Богом Отцом своего Основателя; ареане же, люди рационалистического склада, отрицали единосущие воплотившегося Сына Божия, смотря на Него, как на основателя школы, которому не так уж обязательно нужно быть совершенным Богом. «Нет, Христос не есть только великий учитель; Он Спаситель мира, давший человечеству новые силы, обновивший человечество. Не учение только имеем мы от Христа Спасителя, а жизнь. Быть христианином – значит принадлежать к Церкви, ибо христианство есть именно Церковь, и вне Церкви христианской жизни нет и быть не может». «Но неужели воплощение Единородного Сына Божия нужно лишь для того, чтобы написать и вручить человечеству какую-нибудь книгу? Нужно ли быть непременно Единородным Сыном Божиим для написания книги? И если Церковь так настаивала именно на Божественном достоинстве своего Основателя, она, очевидно, не в писании усматривала сущность Его дела. Воплощение Сына Божия нужно было для спасения человечества, а не для написания книги. Никакая книга спасти человечество не могла и не может. Христос не есть Учитель, а именно Спаситель человечества». К стыду своему и я не имел четкого представления в этом вопросе. Считал, что Иисус Христос пришел в наш мир, для того, чтобы донести Новый Завет до человечества и искупить наши грехи. Однако насколько глубже, оказывается, было все произошедшее. Именно для создания нового человека в лоне Святой Церкви пришел в мир греховный Иисус Христос. «Все земное дело Иисуса Христа, поэтому, должно рассматривать не как одно только учение. Христос приходил на землю вовсе не для того, чтобы сообщить людям несколько новых теоретических положений; нет, Он приходил, чтобы создать совершенно новую жизнь человечества, т.е. Церковь. Христос, Сам говорил, что Он создает Церковь (Матф.16,17). Это новое общество, человеческое, по мысли Самого Создателя, существенно отличается от всех естественных соединений людей в разные общества. Христос, Сам нередко называл Свою Церковь Царством Божиим и говорил, что это Царство не от мира (Иоанн.14,27;15,19,17,14,16;18,36), т.е. характер его не от мира, не мирской, оно не подобно царствам политическим». «Итак, совершенство нашего человечества, по учению св. Иринея, должно осуществиться именно домостроительством воплощения Сына Божия, а не каким-нибудь учением, не написанием какой-нибудь книги. Своим воплощением и вочеловечением Сын Божий, Второе Лицо Св. Троицы, сделал людей причастниками Божественного естества. Восприняв человечество в единство Своей Ипостаси, Сын Божий, воплотившийся, стал новым Адамом, родоначальником нового человечества. «По образу и подобию истлевша преступлением, видев Иисус, преклонив небеса сниде и вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшего Адама обновить». «Сын Всевышнего стал сыном человеческим, чтобы человек сделался сыном Божиим», - говорит св. Ириней». Как глубоко заблуждаются люди, утверждая, что и вне Церкви можно быть верующим православным христианином, молясь Господу искупать свои грехи. Сплошь и рядом слышишь от своих знакомых: я регулярно хожу в церковь, ставлю свечки за упокой и за здравие, присутствую на службах, но исповедоваться и причащаться не считаю нужным. Вне Церкви не может существовать православный человек. Только в Ней снисходит на нас Святой Дух. «В новом человечестве, которое зиждется на основе воплощения Сына Божия, восстанавливается единство естества человеческого, единство, разрушенное грехом. Это новое человечество Сам Христос наименовал ЦЕРКОВЬЮ». «Разлучаясь, прощаясь со своими учениками, Христос обетовал им иного Утешителя – Духа Святого, который будет наставлять их, будет вести ко всякой истине и который пребудет с ними во век (Иоанн.14,16-17;15,26;16,13)». «Об этом-то Духе Святом и говорится постоянно в Священном Писании, что Он оживляет Церковь, которая есть тело Христово. В членах Церкви живет Дух Божий (Рим.8,9.11.23.2.Тим.1, 14.1,Петр.4,14), который их водит (Рим.8,14). Дух Св. есть единый источник всех духовных даров, которыми наделены члены Церкви». Христос, придя в наш мир, создал Церковь нового человечества. Сущность Христова дела не в учении, а потому явная бессмыслица и даже кощунство ставить Христа в разряд учителей – мудрецов вместе с Буддой, Конфуцием, Сократом и др. Христос сделал человечество причастным естества Божественного, влил в человеческое естество новые благодатные силы, создал Церковь, ниспослал Духа Святого. Тем, кто заявляет, что он может спастись и вне Церкви, ведя праведную, с его точки зрения жизнь, священномученик Иларион отвечает: «Для спасения нужны особые благодатные силы, а силы эти можно иметь лишь тому, кто причастен к жизни церковной, к жизни единого и неразделимого тела Христова. Благодатная сила Духа Святого действует в Церкви многоразлично: в таинствах и священнодействиях Церкви, в общей молитве и общей любви, в церковных служениях; как богодухновенное». Уже с самых первых страниц своей истории христианство является пред нами в виде единомысленной и единодушной общины. Вне связи с этой общиной не было христиан. Всякий новый верующий был как бы веткой, привитой к древу церковной жизни. «Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь» (св. Киприан). Как не хватает этой общины сейчас. По моим ощущениям, большинство верующих приходит в церковь для решения только своих проблем. Постоял, помолился, поставил несколько свечек и ушел домой, заниматься своими делами. Как далеки мы друг от друга, как мало мы знаем друг о друге. Все мы имеем те или иные проблемы дома или на работе, с родными и сослуживцами. Замыкаясь в себе, мы пытаемся в одиночку их решить, а они наваливаются как снежный ком и с каждым прожитым днем становятся все огромнее. Как не хватает порой рядом плеча друга и единоверца, его совета, а то и помощи. Почему нам не завести приходскую кассу взаимопомощи, где мы могли бы оказывать реальную помощь пенсионерам, нуждающимся. Почему не проводит вместе трапезы за общим столом, тепло, по-родственному, общаясь друг с другом. Читая книгу архиепископа я нашел там ответ еще на один, мучивший меня, после посещения итальянских католических храмов, вопрос: почему не чувствовал я в них той особенной благодати, которая так присуща православным храмам. Хорошо помню те ощущения растерянности и недоумения, близкого к панике, когда заходя в собор Святого Петра в Риме я не испытывая того благоговейного чувства, которое возникало всякий раз у меня при посещении православных церквей, я смотрел на величайшие творения человеческого гения. Меня поразила архитектура собора, его размеры, богатое убранство интерьера, статуи, выполненные гениальными мастерами средневековья, Рафаэлем, Боттичелли и др., мозаика полов, мозаика оконных витражей, роспись купола и лепнина потолков собора, однако я не ощущал здесь присутствие Духа Святого. Это сейчас, я понимаю, «Кто» же там отсутствовал. А тогда, осматривая роскошное убранство величайшего архитектурного сооружения планеты, я лишь с негодованием отмечал, как можно находиться здесь женщинам с непокрытой головой, в коротких юбках, мужчинам в майках и шортах – это же святотатство. И только, прочитав книгу священномученика Иллариона, я понял, почему у меня было ощущение пустоты в католических храмах. Там нет Духа Святого. Вот как описывал свои впечатления от посещения католических и протестантских храмов Европы Священномученик Иларион: «Готический стиль на Западе начался, когда Запад отпал от Церкви. Он поражает сложностью художественного замысла, массой архитектурных мелочей, законченностью форм. Здесь все стоит на своем месте, ничего не видно лишнего. И все вверх, все вверх. Войдем теперь внутрь собора. Внутри впечатление все остается тем же впечатлением художественного единства. Впрочем, внутри скоро замечаешь – и даже с неприятным чувством – однообразие. Вся внутренность наполнена одними колоннами, а колонны все совершенно одинаковы. Проходит некоторое время и начинаешь чувствовать, что в этом прекрасном художественно построенном храме чего-то недостает и недостает чего-то существенного. Начинаешь задумываться над тем, чего недостает, Кельнскому и всякому другому готическому собору. Сам собою приходит ответ: здесь недостает Бога, недостает святости, недостает жизни. Посмотри на внутренний вид собора, ты увидишь, что только два ряда статуй по колоннам среднего нефа украшают собор, но и эти статуи будто застыли, замерли, - они так серы, как и колонны. Здесь нет того, что мы называем церковным благолепием. Что же остается? Остаются только художественные трюки архитектора». В двух абзацах своей работы архиепископ гениально просто передал свои ощущения от увиденного и простым языком сказал, чего же не хватает в этих музеях – Бога. Соборы их – не вместилище Святого Духа, а всего лишь музеи. «Скажу тебе откровенно, недолюбливаю я огромные храмы, куда собираются тысячи и где, поэтому, нет «прихода» и где не происходит «таинства собрания». Это догматически нелепо, когда богослужение обращается в какое – то зрелище, когда богомольцы лишь наблюдают происходящее, оставаясь, совершенно чуждыми друг для друга. Совсем иное дело, когда соберутся «свои», когда служит «наш батюшка». А особенно переживаешь «таинство собрания» в малолюдных монастырях, где за богослужением у каждого свое место и собираются все свои. В таких монастырских храмах совершенно ощутительно «таинство Церкви», «таинство собрания»». Как часто знакомые мне люди говорят: «Я верю в Бога, я хожу в Церковь, ставлю свечи за здравие и упокой родных и близких, но я никогда не пойду на исповедь, потому что не могу исповедоваться священникам, которых считаю такими же грешными, как и мы. И открывать им самые сокровенные свои грехи я не буду. Да собственно и грехов то у меня нет. Я примерный семьянин, не изменяю своей жене (мужу), ни у кого не ворую, благожелательно отношусь к сотрудникам, люблю своих родственников и помогаю нуждающимся. Поэтому не испытываю нужды каяться. И вообще я самостоятельный человек, ни от кого не завишу. Все проблемы в состоянии решить сам, или с помощью своих друзей. Переубедить таких людей невозможно. Их сердца закрыты для правды. Да собственно и переубеждать их не наша забота, Господь сам даст им понять, в чем они заблуждаются. В 2006 году 8 июня в зале ожидания на железнодорожном вокзале города Кирова, сразу после участия в Великорецком Крестном ходе я разговорился с одной женщиной. Беседа протекала непринужденно, никто не навязывал свое мнение. Плавно разговор перешел на церковные темы. Я спросил ее, ходит ли она в церковь, она сказала, что иногда заходит поставить свечки за здравие и за упокой. А ходите ли вы на исповедь. А зачем, спросила она. Ведь я не грешу, веду праведный образ жизни, никому не завидую, никого не осуждаю, никому не желаю зла. В чем же мне каяться. Признаюсь, я не сразу нашелся, что ей ответить. Немного подумав, спросил, а соблюдаете ли вы посты, она ответила, что не соблюдает. Ну вот, это уже грех, пусть и не такой значительный, но все же грех. Разговор наш продолжался, постепенно тема его захватывала меня все больше и больше, по мере того, как я узнавал о ее жизни, все больше выплывало грехов. И вот, проведя соответствующую подготовку, я задал ей главный вопрос – а делали ли вы аборты. Надо было видеть, как мгновенно помертвело ее лицо, куда – то исчезла добрая интеллигентная улыбка. Да, сказала она, мне пришлось два раза делать аборт. Вы загубили две Божьи души, вы участница смертоубийства. Вы совершили смертный грех, который очень не просто будет отмолить в церкви. Слова мои произвели на нее сильнейшее впечатление. Исчезла куда – то снисходительность, дальнейший наш разговор протекал в совершенно ином русле. Эта, безусловно, очень хорошая женщина, жадно ловила каждое мое слово, когда я рассказывал ей о Великорецком Кировском Крестном ходе, из которого я только что пришел и сидя на вокзале, ждал поезда на Ухту. Разговор наш длился более двух часов, и был настолько откровенным, что казалось мы, исповедуемся друг другу, словно перед нами был не простой собеседник в лице случайного попутчика, а умудренный жизнью седой священник. Теперь, мои слова о том, что мало просто случайно заходить в Церковь, а надо стоять на службах, исповедоваться и причащаться каждую неделю, она воспринимала со всей серьезностью, и чувствовалось, что семена нашего разговора легли на благодатную почву. Мы очень тепло с ней попрощались, разъехались, чтобы никогда больше не встретиться. «Православная Церковь – носительница идеи действительного спасения человека, его полного возрождения, обновления, воссоздания и обожения, чего своими силами человеку не достигнуть, сколько бы он ни мудрствовал». Еще одна важная тема была затронута в книге священномученика Иллариона: идолопоклонство. «Жизнь полна идолов; на каждом шагу встречаем теперь и идолов и идолопоклонников. Правда, вы не увидите идолов каменных, золотых и серебряных. Грубого идолопоклонства в наш просвещенный век и странно было бы искать. Проявления этого идолопоклонства весьма различны, но все они равно печальны и горестны для христианского мира». Автор писал эти строки более 100 лет назад, но как актуальны они в наше время. Какие ужасающие размеры приняло идолопоклонство сейчас. Мы поклоняемся деньгам, всевозможным удовольствиям, эстрадным «звездам», спортивным знаменитостям. Вся наша жизнь на этой земле вне Церкви – это сплошное поклонение всевозможным кумирам. Спросите нашего современника: чем он живет, ради чего живет? Что самое главное у него в жизни? Вам укажут семью, должность, общественную деятельность. Торговлю, немногие – науку, многие назовут удовольствия, личное благополучие. Но скажет ли кто, что для него самое главное в жизни – Бог, Церковь, спасение души, жизнь вечная? Самая большая часть жизни отдается на сердечное служение всевозможным идолам, и только самая ничтожная ее часть уделяется на спешное и торопливое поклонение истинному Богу. Увы, это так. Сколько раз я ловил себя на мысли - как мало времени я отдаю молитве, как много его уходит на бездумное сидение у телевизора, бесцельное хождение по магазинам. «Идолы все больше и больше вытесняют Христа из жизни людской. В наши дни христианство проявляется только как личное потаенное благочестие, но совсем оскудела христианская жизнь. Христианская жизнь возможна только в церкви; только Церковь живет Христовой жизнью. Церковь, это то святое общество, в котором земля до неба возвышается. Где люди настолько объединяются в любви и единомыслии, что бывает у них одно сердце и одна душа (Деян.4,32)». Прочитав книгу священномученика Иллариона «Без Церкви нет спасения», я открыл для себя замечательного автора, проникновенного богослова, человека, отдавшего жизнь за свои убеждения, всей своей жизнью показавший как надо Служить Господу. Лудников Н.Н. сот. 89129472105

Ответов - 33, стр: 1 2 All



полная версия страницы